В начале XVI века украшения в виде цветов стали постепенно терять свою первоначальную религиозную функцию. Теперь аристократы могли украсить цветами внутренность дома необязательно с целью почтить умерших. Более того, икэбана, которая изначально была исключительно мужским видом искусства, теперь стала доступна и женщинам. Тогда-то, в 1542 году, и сформировалась школа Икэнобо. Её последователи творили в так называемом стиле 立花 рикка, дословно «стоячие цветы».
Согласно стилю Рикка, цветы должны были стоять прямо, как бы стремиться ввысь, не касаясь краёв вазы. То, что все цветы были собраны вместе, в один пучок, в композиции символизировало единство людей. Для составления композиции использовались ветки кедра, сосны или бамбука в качестве основы, а вокруг них ставились цветы.
Другой стиль, 生花 сё:ка, родился на основе стиля Рикка. Цветы здесь тоже должны были стремиться вверх, но композиция упростилась, стало меньше составляющих, поэтому стиль вскоре обрёл популярность.