Школа Боевого Искусства Самураев Айкибудзюцу Сасори-Кан
Искусство Икэбаны
Из религиозного атрибута в модное хобби
В начале XVI века украшения в виде цветов стали постепенно терять свою первоначальную религиозную функцию. Теперь аристократы могли украсить цветами внутренность дома необязательно с целью почтить умерших. Более того, икэбана, которая изначально была исключительно мужским видом искусства, теперь стала доступна и женщинам. Тогда-то, в 1542 году, и сформировалась школа Икэнобо. Её последователи творили в так называемом стиле 立花 рикка, дословно «стоячие цветы».
Согласно стилю Рикка, цветы должны были стоять прямо, как бы стремиться ввысь, не касаясь краёв вазы. То, что все цветы были собраны вместе, в один пучок, в композиции символизировало единство людей. Для составления композиции использовались ветки кедра, сосны или бамбука в качестве основы, а вокруг них ставились цветы.
Другой стиль, 生花 сё:ка, родился на основе стиля Рикка. Цветы здесь тоже должны были стремиться вверх, но композиция упростилась, стало меньше составляющих, поэтому стиль вскоре обрёл популярность.
Влияние Дзен: стили Нагэирэ и Тябана
В XIII веке в Японии стал распространяться дзен, пришедший в Японию из Китая. Новое буддистское учение распространилось среди сёгуната, в монастырях стали зарождаться разнообразные искусства или «пути».
Сэн-но Рикю, основоположник дзенской чайной церемонии, тоже «приложил руку» к цветам, и именно с его подачи зародился стиль-противопоставление строгим стилям Рикка и Сёка — стиль 投げ入れ нагэирэ.
В отличие от прошлых стилей со строгими правилами, стиль Нагэирэ, дословно «бросить цветы в вазу», был более свободным. Растения продолжали ставить в высокие вазы, но теперь цветов можно было добавить больше, композиции становились пышнее, разноцветнее. Традиционным мотивом стиля Нагаирэ считались ирисы.
茶花 тябана, изначально входившая в нагэирэ, постепенно выделилась в отдельный стиль. Она-то и стала самой наглядной эмблемой дзена: простота и сосредоточенность на состоянии духа выражались в минимализме, обычно достаточно было одного цветка в вазе.
Школа Охара: стиль морибана
В конце XIX—начале XX в. Япония открылась для иностранцев, много товаров производили на экспорт, но и большое количество ранее невиданного приезжало из-за моря и в саму Японию. Вдохновлённый яркими, впервые увиденными цветами, мастер Охара Унсин стал включать их в свои цветочные композиции. Таким образом в 1912 году была создана наиболее известная на сегодня школа Охара, благодаря которой зародился стиль 盛り花 морибана, наиболее используемый сегодня.
Всё ниже опускались края вазы, и вот наконец сосуды стали совсем плоскими. Более того, впервые именно в стиле морибана стали использовать упомянутые выше наколки, на которых стояли цветы. Да и сама форма установки цветов стала более свободной, возможно, сказалось европейское влияние.
Созданная в 1926 году мастером Тэсигахарой Софу школа, комбинировала стиль морибана и стиль нагэирэ. И да, они и вправду были первыми, кто стал включать в композиции совсем уж не похожие на цветы предметы, например, гальку, верёвки, перья, металлические проволоки и многое другое.
Философия «Пути цветка»
Как уже упоминалось, именно благодаря японскому особенному отношению к природе икэбана прижилась и так развилась в этой стране. Изначально в буддийской традиции считалось, что цветы — это посредники между духами предков и людьми. Цветы связывали тот мир и наш, свет и тьму, небо и землю. Однако чем старше становилось искусство, тем более философское и абстрактное значение приобретали цветочные композиции.
Почему же для композиций использовались живые, только что срезанные цветы? Икэбана являлась не просто воспроизведением естественных форм или копированием мира вокруг, а изображением цветка в бесконечности, в непрекращающемся, текущем времени. И даже если цветок уже завял, в другом-то мире он переродился и продолжал цвести!
Очень важен и сам процесс составления композиции. Существует несколько параметров, на которые необходимо обращать внимание. Например, подчёркивать линии, форму каждого цвета. Уделять внимание сконцентрированности цвета в одном месте, таким образом направляя внимание зрителя. Важны и цветовая гамма, и контрастность, и фон. Композиция следует идеям дзен: подчёркивается важность пустоты, создающей так называемый ритмический ряд.
Сегодня икэбана давно уже распространилась за пределы Японии. В Европе искусство составления цветочных композиций считается целительным для души. Существуют курсы арт-терапии, на которых со стрессом справляются с помощью близости природы, наблюдая, прикасаясь к растениям и цветам, чувствуя их запах и размышляя о безостановочном течении времени. Наверное, японцы уже давно заметили это свойство цветов, создав столь необычное искусство составления икэбаны.