Фукэй-га
府警画
К началу XIX века в укиё-э прочно входит жанр пейзажа - фукэй-га. Отметим, что это был не символический (придуманный) пейзаж, как в живописи суми-э (суйбоку-га), а изображение реальных уголков природы, которые были хорошо знакомы всем японцам того времени.

Самым значительным мастером таких гравюр стал Кацуси́ка Хокуса́й, чьё имя сегодня известно во всех странах мира. Такой славой художник обязан своей серии картин, которую он создал уже на закате жизни – «36 видов Фудзи».


Как следует из названия, «главным героем» этого цикла стала священная гора Японии, являющаяся символом этой страны – Фудзияма, воспетая японскими поэтами и живописцами множество раз. Художник, с удивительной фантазией находит всё новые и новые ракурсы и точки обзора этой величественной горы.
Изображение
Он показывает её то максимально близко, то издалека, то покрытую белоснежными снегами зимой, то окрашенную красным заревом летнего солнца, сопоставляет её вершину с разными природными явлениями – морскими волнами, вечными соснами, рисовыми полями, крышами домов, каждый раз по-новому раскрывая капризный характер этой «японской красавицы», восхищаясь её красотой и обаянием. Самый известный лист этой серии носит название «Большая волна» и является безусловным шедевром мирового изобразительного искусства. Хокусай осознавал, что эта серия является его большой удачей, и планировал дополнить её, написав 100 видов Фудзи. Однако из этого замысла смог осуществить лишь ещё 10 работ, в дополнение к уже существующим 36 видам. Сейчас эта серия состоит из 46 листов (36+10 дополнительных).
Изображение
Самым значительным мастером таких гравюр стал Кацуси́ка Хокуса́й, чьё имя сегодня известно во всех странах мира. Такой славой художник обязан своей серии картин, которую он создал уже на закате жизни – «36 видов Фудзи».

Как следует из названия, «главным героем» этого цикла стала священная гора Японии, являющаяся символом этой страны – Фудзияма, воспетая японскими поэтами и живописцами множество раз. Художник, с удивительной фантазией находит всё новые и новые ракурсы и точки обзора этой величественной горы. Он показывает её то максимально близко, то издалека, то покрытую белоснежными снегами зимой, то окрашенную красным заревом летнего солнца, сопоставляет её вершину с разными природными явлениями – морскими волнами, вечными соснами, рисовыми полями, крышами домов, каждый раз по-новому раскрывая капризный характер этой «японской красавицы», восхищаясь её красотой и обаянием.
Изображение
Младшим талантливым современником Хокусая, был Андо (Утагава) Хиросигэ, также работавший в жанре пейзажа (его самые известные серии гравюр: «53 станции Токайдо» и «100 знаменитых видов Эдо». Под влиянием Хокусая создает свои "36 видом Фудзи").

Ему удаются удивительно смелые ракурсы, когда мы видим пейзаж (мир) так неожиданно, что иногда захватывает дух от увиденного.

Он находит такие сюжеты, где, казалось бы, мелкие детали начинают играть главную роль, при внимательном рассматривании листов.
Изображение
Хиросигэ мастерски владеет цветом, делая градиентные, тонкие, плавные переходы цвета от края картины к её центру (что на гравюре технически добиться весьма не просто). Его колорит всегда очень узнаваем - насыщенный, яркий, как в иллюстрациях к мультфильмам.

Творчество Кацусика Хокусая и Андо Хиросигэ стало последним взлётом японского изобразительного искусства, после которого на долгое время наступил упадок в национальном традиционном искусстве и культуре.

Японская гравюра укиё-э оказала огромное влияние на развитие европейской живописи второй половины XIX века. Художники-постимпрессионисты (да и не только они), были зачарованы им. Они копировали японских мастеров, подражали их приёмам, перенимали темы и сюжеты. Возможно сегодня мировая живопись была бы совсем иной, если бы не японская гравюра укиё-э.

Кацусико Хокусай (1769-1849) известен своими гравюрами, картинами созданными в период Эдо в Японии. Его произведения оказали влияние на художников всего мира. За свою жизнь он создал множество работ: от натюрмортов и пейзажей до сцен из повседневной жизни и эротических изображений. Его творчество широко известно благодаря популярности японских гравюр среди импрессионистов в конце 19 века. Мы рассмотрим 10 знаковых произведений:

Изображение

1. Большая волна в Канагаве

Большая волна в Канагаве - это самая известная работа Хокусая, она была создана в рамках серии "Тридцать шесть видов Фудзи". Гигантская волна нависает над двумя судами, а через брызги морской пены видно Фудзи. Гравюра была прекрасно известна в Западной Европе, где работы Хокусая оказали влияние на таких импрессионистов, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар и Эдгар Дега.

Изображение

2. Победный ветер. Ясный день

Описывая гору Фудзи в одном из "Тридцати шести видов Фудзи", "Победный ветер. Ясное утро" художник написал вулкан в глубоких красных тонах. Маленькие деревья усеивают склон горы, словно указывая зрителю на масштаб горы, в то время как облака с плоским дном проплывают мимо ее снежного пика. Гравюра написана Хокусаем в разгар его карьеры.

Изображение

3. Журавли

Легкость жестов и простота "Журавлей" не похожи на более ранние работы Хокусая. Краткие зарисовки журавлей, являющиеся частью серии «Быстрые уроки упрощенного рисования», отражают их элегантные движения и позы. Легкое и воздушное изображение, возможно, показывают легкость, с которой Хокусай изображал птиц, и демонстрирует его умение исследовать связь между жестом и формой.

Изображение

4. Водопад в Оно на дороге Кисокай

Являющийся частью серии о водопадах, "Водопад в Оно на дороге Кисокай" показывает ландшафт, высокий водопад и наблюдателей на мосту. Эта гравюра ясно демонстрирует, чем японские гравюры, так очаровали западную аудиторию в 19 веке. Узорчатые брызги и полосы падающей воды, а также деревья и здания, выступающие с обеих сторон изображения, служат примером японского стиля, который так любили импрессионисты.

Изображение

5. Охота на Гото

Гравюра на дереве, иллюстрирующая китобойный промысел относится к серии «Океаны мудрости». На ней изображен большой кит, окруженный китобойными лодками, как было бы видно с высокой точки на побережье. Подобно изображению на фотографии, рамка гравюры обрезает изображение. Серия "Океаны мудрости" содержит самые редкие гравюры Хокусая, а некоторые рисунки для этой серии никогда не переносились на дерево.

Изображение

6. Манга

Хокусай начал выпускать книги своих эскизов в 1811 году. Художник зарисовывал все, что видел, таким образом Мангу Хокусая можно считать его дневником без слов. Всего у Хокусая вышло 12 томов эскизов, которые включали карикатуры и сцены из повседневной жизни. Эти зарисовки, которые часто называют "энциклопедией японской жизни" повлияли на развитие современных японских мультфильмов, или манги.

Изображение

7. Призрак Оивы

"Призрак Оивы", написанный Хокусаем в 1831 году, изображает необычайно страшную японскую историю о призраке убитой женщины, которая жаждет мести для своего убийцы. На гравюре Хокусая изображены характерные опущенные глаза Ойвы и редкие волосы - черты, которые часто включаются в представление ее образа в театральных постановках.

Изображение

8. Сон жены рыбака

Кроме прочего, Хокусай прославился своими эротическими образами, которые на японском языке называются сюнга. Возможно, его самая известная гравюра такого рода, «Сон жены рыбака»; подобные картины были популярны и среди мужчин и среди женщин в то время. Здесь мы видим гравюру основанную на легенде о принцессе Таматори, ныряльщице за жемчугом, которая, украла жемчужину у морского дракона и, преследуемая морскими чудищами, разрезала грудь, чтобы спрятать жемчужину.

Изображение

9. Феникс

Детализация и яркие цвета на темном фоне выделяют "Феникса" среди других работ Хокусая. В последние годы жизни Хокусай получил заказ на роспись нескольких интерьеров храма Гансё-ин в городе Обусэ (префектура Нагано), один из которых изображает "Феникса", который можно увидеть и сегодня. Другой похожий подробный "Феникс" Кацусики Хокусая находится в Музее изящных искусств в Бостоне.

Изображение

10. Мост Тенма в провинции Сецу

Еще одна серия гравюр Хокусая «Редкие виды японских мостов», изображает сцены повседневной жизни на мостах в Японии и вокруг них. На изогнутом мосту Тенма в провинции Сецу люди толпятся, наблюдая, как под ним проходит флотилия судов. Серия написана примерно в 1831 году, во время пика долгой карьеры художника и сразу после "Тридцати шести Видов горы Фудзи".

  • Купить Кодекс поведения самурая: Бусидо

Кодекс поведения самурая: Бусидо

Самураи, почитаемые как воплощение чести и доблести, придерживались строгого кодекса поведения, известного как Бусидо. Этот кодекс определял все аспекты их жизни, формируя их выбор, поступки и образ мышления. Давайте рассмотрим основные принципы Бусидо и раскроем мудрость, лежащую в основе самурайского образа жизни.

Преданность: Краеугольный камень бусидо, верность подразумевает непоколебимую преданность своему господину или хозяину. Самураи должны были посвятить свою жизнь служению и защите своих феодалов, даже ценой собственной жизни. Как говорится, "верность самурая глубока, как океан".

Честь: Честь была сутью существования самурая. Они считали, что сохранение своей чести имеет первостепенное значение, и любой поступок, приносящий позор или бесчестье, считался непростительным. Для самурая честь была дороже самой жизни.

Самодисциплина: Самураи понимали важность самоконтроля и дисциплины. Они воспитывали в себе душевную и физическую силу с помощью суровых тренировок и медитации. Владея своими эмоциями и желаниями, они могли действовать четко, целенаправленно и сдержанно в любой ситуации.

Стойкость: Путь самурая не был лишен трудностей. Они принимали невзгоды как средство развития стойкости и упорства. Встречаясь с трудностями лицом к лицу, они преодолевали препятствия и становились сильнее, воплощая в жизнь поговорку: "Семь раз упади, восемь раз встань".

Смирение: В глазах самураев истинная сила заключалась не в высокомерии или самодовольстве, а в смирении. Они понимали, что все достижения мимолетны и что смирение - это ключ к постоянному росту и обучению. Как гласит одна из самурайских пословиц, "истинная сила ощущается, когда человек обладает огромной мощью, но предпочитает ее сдерживать".

Мудрость: Самураи почитали мудрость и стремились культивировать ее путем постоянного самоанализа и изучения прошлого. Они ценили знания не только тактические и боевые, но и философские и духовные. Мудрость руководила их действиями и позволяла принимать разумные решения во имя общего блага.

Вникая в тонкости "Бусидо", мы глубже понимаем ценности, которыми руководствовались самураи. Их кодекс поведения продолжает вдохновлять и вдохновлять нас и сегодня, напоминая нам о том, что в нашей жизни должны присутствовать верность, честь, самодисциплина, стойкость, смирение и мудрость.

Миямото Мусаси

"Я всегда считал, что верность - это добродетель, которая преодолевает время и место".

  • Изображение
     Искусство Войны
  • Изображение
    Искусство Жизни
  • Изображение
    Искусство Смерти
    • Изображение
      Искусство Изысканности
    • Изображение
      Искусство Каллиграфии
    • Изображение
      Искусство Ксилографии
      • Изображение
        Искусство Бонсай
      • Изображение
        Искусство Оригами
      • Изображение
        Искусство Икебаны