ИСКУССТВО ХОДЗЁ-УНДО:
НИГИРИ-ГАМЭ-КУВШИНЫ СИЛЫ

Вам не потребуется долго смотреть по сторонам чтобы понять, что этот тренировочный снаряд можно найти почти на любой домашней кухне, в магазине или месте типа склада. История керамики на Окинаве, как и многое другое неразрывно связана с торговыми отношениями с их колоссальным соседом – Китаем. Цубоя, район Наха с множеством принадлежащих местным и китайцам ремесленных магазинчиков, и сегодня остается культурным оазисом среди шума и суеты современного мегаполиса. Традиция изготовления горшков и всевозможных предметов из глины имеет на Окинаве долгую и славную историю. Издревле останки мертвых хранили в больших кувшинах, прежде чем их помещали в одну из огромных «черепаховых» гробниц, коими усеяны склоны холмов по всему острову и остальной части архипелага Рюкю. Хотя могилы в наши дни уменьшились в размерах, ритуал ежегодного омовения костей мертвых «Танабата» (посещение могилы чтобы почтить духов предков) в течение трех лет после смерти все еще жив. Таким образом, большие кувшины все еще производятся. В наши дни они также пользуются спросом среди каратистов, как местных, так и иностранных, которые используют их в качестве тренировочных снарядов.

Хват нигири-гамэ

Кувшины используются для наработки мощного захвата и удерживаются особым образом (см. рисунок ниже). Необходимо очень внимательно отнестись к правильности удержания. Если кувшины просто повиснут на кончиках пальцев, большая часть пользы от упражнения потеряется, поскольку нагрузка перейдет на мышцы руки. Прежде всего важно подобрать кувшины с горловиной, подходящей для ваших рук. Если она слишком широкая, пальцы расставятся слишком далеко и правильный захват не получится. То же самое относится и к узкому варианту. При правильном хвате кончики пальцев располагаются равномерно вокруг передней части обода, а большой палец согнут, и первая его фаланга плотно прилегает к задней части обода. Затем все пальцы сжимаются, и вы поднимаете кувшин с земли. Такой способ захвата кувшинов гарантирует, что они не просто повиснут в руках. Если выбранные кувшины слишком тяжелые, вы можете не смочь их поднять, а потому старайтесь начинать с более легких. По мере того, как вам становится проще выполнять упражнения, в кувшины для увеличения веса можно добавлять песок или камни. Во время моего первого визита на Окинаву в январе 1984 года я попытался поднять нигири-гамэ в додзё Хигаонны в Наха и потерпел неудачу. Потребовалось много попыток за три дня, прежде чем я смог выполнить даже самые простые упражнения с ними. Будьте упорны, не торопитесь и прогресс не заставит себя ждать.

Подъем нигири-гамэ

Чтобы поднять кувшины, можно, конечно, просто согнуть колени и взять их. Однако, если вы практикуете ката Санчин с нигири-гамэ, есть более формальный способ поднять их с земли.

Встаньте в положении ёй (готовности), слева и позади от кувшинов (рис. A), шагните правой ногой и встаньте между ними в санчин-дати (рис. B). Отведите локти назад (рис. С) и на вдохе поворачивайте открытые руки, пока ладони не будут направлены к полу. Здесь начинается выдох, а вы садитесь на корточки (рис. D), захватывая руками кувшины. В этот момент сделайте паузу чтобы захватить правильно, потому что захват должен продержаться течение всей ката. Если необходимо, дышите нормально, когда рукоятка установлена, но помните, что цель состоит в том, чтобы производить плавные, плавные движения, когда тело и дыхание действуют в гармонии. Научитесь быстро делать правильный захват.

Когда будете готовы, сделайте глубокий вдох, а затем вставайте (рис. E), выдыхая, пока тело поднимается, и вы снова принимаете санчин-дати, а потом делаете первый шаг вперед. Следует отметить, что ни один из тех ударов, захватов или блоков, которые встречаются в ката Санчин, не отрабатывается при удерживании кувшинов. Скорее, внимание сосредоточено на правильном дыхании, осанке тела и синхронизации их друг с другом.

Самый распространенный способ использования нигири-гами — это ходить, в санчин-дати (рис. А и В), держа кувшины сбоку и немного сзади. Несмотря на то, что на первый взгляд это кажется простым, потребуются определенные усилия чтобы принять правильную форму. Пальцы всегда должны быть направлены вперед, большой палец сзади кувшина. Руки немного согнуты, плечи развернуты вперед и опущены. Идея состоит в том, чтобы плечи занимали то же положение, как и при выполнении ката Санчин. Поэтому грудь небольшая, а задняя часть плеч широкая. Теперь вы можете просто следовать эмбусэн (схема передвижений) ката Санчин или, используя менее формальный подход, просто медленно и ритмично двигаться вперед. После нескольких шагов вы можете просто развернуться и пойти в обратную сторону.

В какой-то момент вы можете ввести разворот на 180 градусов, для него применяется то же движение, что и в ката Санчин. Держа спину прямой и всегда заступая правой ногой перед левой, поставьте подошву (тэйсоку) правой ноги на пол и позвольте весу вашего тела сместиться в центр (рис. A). Из этого положения разверните бедра на 180 градусов и примите сантин-дати (рис. B). Убедитесь, что бедра поворачиваются последними, и что плечи и бедра находятся в одной плоскости. Помните, спина должна быть прямой.

Дыхание может немного отличаться в зависимости от опыта исполнителя или от того, сколько внимания уделяется его контролю. Большинство начинающих заниматься с этим снарядом сначала делают шаг, затем, используя живот, вдыхают через нос и выдыхают через рот. Затем делается следующий шаг и следующий цикл дыхания. Более продвинутый каратэка способен вдыхать, шагая, и начинает выдыхать, когда следующее положение уже принято. Этот второй метод приводит к более ритмичному и, следовательно, более гармоничному сочетанию дыхания и движения. Это, в свою очередь, приводит к более глубокому ощущению использования всего себя - ума, тела и дыхания - для достижения ваших целей, и это фундаментальная концепция, присущая тренировкам во всех традиционных боевых искусствах. Независимо от того, какой метод дыхания используется, каждое движение должно выполняться с ощущением устойчивости, почти что тяжести. Хороший контакт с полом и чувство мучими следует поддерживать на протяжении всех упражнений, даже при использовании разных стоек, таких как нэкоаси-дати (позиция кошки) и сико-дати (низкая позиция).

Еще одно упражнение, которое вы можете сделать, это встать в санчин-дати (позиция «песочных часов»), держа кувшин в ладонях рядом с грудью (рис. А). Из этого положения вдохните через нос и быстро скользните вперед, используя сюри аси. Как только положение зафиксируется, сразу же напрягите мышцы живота, сосредоточив внимание на хара, и, выдыхая через рот, вытолкните руки вперед (рис. B). Убедитесь в том, что подмышки закрыты как в ката Санчин, а выдох и толкающие руки синхронизированы. Когда это движение будет завершено, сделайте его в обратную сторону, потянув на вдохе кувшин к груди. Выполняйте движения назад и вперед в гармонии со вдохом и выдохом и не спешите. Идея состоит в том, чтобы развить хорошее чувство связи с землей и добиться синхронизации дыхания и техники, которая в этом случае представляет собой толкание и тянущие движения рук сразу после того, как принята новая позиция.

Сюри аси — это разновидность тай сабаки (перемещение тела), где для изменения своего положения по отношению к противнику используется толчок одной ногой и немедленное подтягивание другой. Этот метод передвижения впервые встречается в ката Годзю-рю Гэкисай Дай Ни, а затем снова используется в Сайфа, Сэпай, Курурунфа, Сэйсан и Супаринпэй.
Хара — это место в теле человека, которое считается его центром. Сложив два пальца вместе и положив их под пупок, можно найти его предполагаемое местоположение. Тем не менее, вы не найдете хара человека ни на одной западной медицинской схеме. В азиатских боевых искусствах всех видов хара, также называемая иногда «тандэн» на японском языке или «тань-тьен» на китайском, — это место, где развиваются ки (японский) или ци (китайский). Это центр тяжести и равновесия. В каратэ есть присказка: "Развивайте свой тандэн". На более глубоком уровне это означает «саморазвитие».

  • Изображение
    Вместо кувшинов можно использовать кирпичи, трубы и другие предметы.

Если невозможно найти настоящие кувшины, вы можете использовать для тренировки пальцев, запястий, рук и плеч другие предметы, такие как обычный кирпич, старые банки или куски стальной трубы подходящего диаметра чтобы получился правильный хват. Как и многие другие методы тренировок ходзё-ундо, наше собственное воображение часто является ключом к поиску способов, улучшающих наше боевое искусство и способствующих сильному уму и здоровому телу. Мои кувшины весят по 12 фунтов каждый (5 кг).

  • Купить Кодекс поведения самурая: Бусидо

Кодекс поведения самурая: Бусидо

Самураи, почитаемые как воплощение чести и доблести, придерживались строгого кодекса поведения, известного как Бусидо. Этот кодекс определял все аспекты их жизни, формируя их выбор, поступки и образ мышления. Давайте рассмотрим основные принципы Бусидо и раскроем мудрость, лежащую в основе самурайского образа жизни.

Преданность: Краеугольный камень бусидо, верность подразумевает непоколебимую преданность своему господину или хозяину. Самураи должны были посвятить свою жизнь служению и защите своих феодалов, даже ценой собственной жизни. Как говорится, "верность самурая глубока, как океан".

Честь: Честь была сутью существования самурая. Они считали, что сохранение своей чести имеет первостепенное значение, и любой поступок, приносящий позор или бесчестье, считался непростительным. Для самурая честь была дороже самой жизни.

Самодисциплина: Самураи понимали важность самоконтроля и дисциплины. Они воспитывали в себе душевную и физическую силу с помощью суровых тренировок и медитации. Владея своими эмоциями и желаниями, они могли действовать четко, целенаправленно и сдержанно в любой ситуации.

Стойкость: Путь самурая не был лишен трудностей. Они принимали невзгоды как средство развития стойкости и упорства. Встречаясь с трудностями лицом к лицу, они преодолевали препятствия и становились сильнее, воплощая в жизнь поговорку: "Семь раз упади, восемь раз встань".

Смирение: В глазах самураев истинная сила заключалась не в высокомерии или самодовольстве, а в смирении. Они понимали, что все достижения мимолетны и что смирение - это ключ к постоянному росту и обучению. Как гласит одна из самурайских пословиц, "истинная сила ощущается, когда человек обладает огромной мощью, но предпочитает ее сдерживать".

Мудрость: Самураи почитали мудрость и стремились культивировать ее путем постоянного самоанализа и изучения прошлого. Они ценили знания не только тактические и боевые, но и философские и духовные. Мудрость руководила их действиями и позволяла принимать разумные решения во имя общего блага.

Вникая в тонкости "Бусидо", мы глубже понимаем ценности, которыми руководствовались самураи. Их кодекс поведения продолжает вдохновлять и вдохновлять нас и сегодня, напоминая нам о том, что в нашей жизни должны присутствовать верность, честь, самодисциплина, стойкость, смирение и мудрость.

Миямото Мусаси

"Я всегда считал, что верность - это добродетель, которая преодолевает время и место".

  • Изображение
     Искусство Войны
  • Изображение
    Искусство Жизни
  • Изображение
    Искусство Смерти
    • Изображение
      Искусство Изысканности
    • Изображение
      Искусство Каллиграфии
    • Изображение
      Искусство Ксилографии
      • Изображение
        Искусство Бонсай
      • Изображение
        Искусство Оригами
      • Изображение
        Искусство Икебаны