ИСТОРИЯ ШКОЛЫ
СИНКАГЭ-РЮ
新陰流

Синкагэ-рю 新陰流 («Новая теневая школа») — одна из древнейших японских школ фехтования мечом, основанная в середине XVI века. Основатель доктрины Камиидзуми Исэ-но-ками Фудзивара-но Нобуцуна 上泉伊勢守藤原信綱 прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю 天真正伝香取神道流, Нэн-рю 念流 и Кагэ-рю 陰流 («теневая школа»), также известная как Айдзу Кагэ-рю 会津陰流 («теневая школа Айдзу»).

Исэ-но-ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю 陰流. Результатом стало создание школы Синкагэ-рю 新陰流. Участвуя в многочисленных сражениях, Нобуцуна на деле доказал эффективность созданной им доктрины, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Лучшие представители рю (семья Ягю) являлись преподавателями кэндзюцу в семье сёгунов Токугава, другие, пройдя курс обучения Синкагэ-рю, в последствии основали свои школы.

В технический арсенал школы входит работа с длинным и коротким мечом, как по отдельности, так и вместе, техника дзёдзюцу (фехтование палкой), баттодзюцу (иайдо), приемы муто-дори (техника без оружия против вооруженного противника).

В начале ХХ века Синкагэ-рю 新陰流 была на грани гибели и забвения, однако благодаря Ягю Гэнтё (20 глава школы) и Ватанабэ Тадатоси (21 глава школы, отец Ватанабэ Тадасигэ), сохранившим уникальные традиции и технику, рю продолжила своё существование. В настоящее время сосю школы (наследником традиций) является Ватанабэ Тадасигэ.

В 1969 году Тадасигэ образовал «Синкагэ-рю Хёхо Маробаси Кай» (общество «Синкагэ-рю Хёхо Маробаси»). Интерес к технике и философии Синкагэ-рю заметно возрос. Увеличилось количество членов, появились различные филиалы по всей Японии. В 1993 году сэнсэй Ватанабэ официально открывает российское отделение «Маробаси Кай» - «Синкагэ-рю Хёхо Росиа Маробаси Кай». Куратором российского отделения назначен сихан Наразаки Нобуки. На сегодняшний день российское отделение «Маробаси Кай» имеет филиалы в Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Челябинске.

Синкагэ-рю 新陰流 была одной из самых популярных школ фехтования в средневековой Японии. Она возникла в эпоху Асикага и начало ей положил Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна 上泉伊勢守藤原信綱 (родился приблизительно в 1508 году и умер приблизительно в 1577 году), чаще сокращённо называемый Камиидзуми Нобуцуна 上泉信綱 — японский самурай периода Сэнгоку, известный своим мастерством фехтования. Он провозгласил, что узнал секреты своего искусства прямо от божества храма Касима — Такэмикадзути-но-о-но-ками (он же — Бог доблестного удара мечом — Такэфуцу-но ками).

Камиидзуми Нобуцуна родился в 5 год эры Эйсё (по нашему летоисчислению в 1508 году) под именем Камиидзуми Хидэцуна в фамильном замке, расположенном в провинции Кодзукэ 上野国 (современный город Маэбаси 前橋市). Считается, что его род ведет начало от Фудзивара Хидэсато. Хидэцуна был сыном Камиидзуми Хидэцугу, который учился кэндзюцу у Айдзу Хьюга-но-ками Ико 愛洲移香斎久忠 (1452 — 1538 годы), и о котором известно очень немногое. Семья Камиидзуми Нобуцуна являлась ветвью клана Ого 大胡氏, который переместился с целью проживания в Каигаяго Камиидзуми (Kaigayagō Kamiizumi), взяв название местечка в качестве своего имени. Когда же основная ветвь семьи Ого перебралась в провинцию Мусаси 武蔵国, семья Камиидзуми обосновалась в замке Ого 大胡城 у южного подножия горы Акаги 赤城山. Камиидзуми были малыми землевладельцами, находящимися на службе у ветви Яманоути рода Уэсуги 上杉氏. На момент рождения Хидэцуна за право управления провинцией Кодзукэ боролись кланы Уэсуги 上杉氏, Ходзё 北条氏 и Такэда 武田氏. С детства под руководством отца Камиизуми Исэ-но-ками занимался кэндзюцу и изучал искусство стратегии. Юные годы Хидэцуна проходило в последние годы правления сёгуната Асикага, шла эпоха Воюющих провинций (сэнгоку дзидай) - эпоха кровопролитных междоусобных войн, длившаяся почти 100 лет (1477-1573 годы). Война явилась главным стимулом для усердного изучения стратегии и владения оружием.

В возрасте 13-14 лет Камиидзуми Хидэцуна обучался дзэн-буддизму и другим восточным идеям у дзэн роси по имени Тэнмё (Tenmyō). В юношестве он отправился в провинцию Симоса 下総国 (нынешняя префектура Тиба 千葉県), где изучал методы школ Нэн-рю 念流 и Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю 天真正伝香取神道流. Позже он посетил провинцию Хитати 常陸国 (современная префектура Ибараки 茨城県) для обучения в школе Кагэ-рю 陰流. Достоверно неизвестно, кто был его учителями. Генеалогия Касима Синдэн Дзикисинкагэ-рю 鹿島神傳直心影流 («божественно переданное, честное отражение сердца школы Касима», также именуемая просто Дзикисинкагэ-рю 直心影流 или Касима Синдэн 鹿島神傳) ставит Камиидзуми вторым после Мацумото Бидзэн-но-ками Масанобу 松本備前守正元. В родословной Хикита Кагэ-рю 疋田陰流 он значится вторым или третьим после Айдзу Икосаи Хисатада 愛洲移香斎尚忠. Согласно Ягю Синкагэ-рю 柳生新陰流 Камиидзуми изучал техники Кагэ-рю 陰流 под руководством мастера Айдзу Хьюга-но-ками Ико 愛洲移香斎久忠, также известного под именем Айдзу Икосаи Хисатада 愛洲移香斎尚忠, получив от него полную передачу (мэнкё кайдэн 免許皆伝) в возрасте около 23 лет. Несколько лет спустя он обучался боевой стратегии и прогнозированию у человека по имени Огасавара Удзитака (Ogasawara Ujitaka).

В свитках Эмпи-но-тати (Empi-no-Tachi), которые Камиидзуми передал Ягю Мунэтоси 柳生石舟斎平宗厳 и Марумэ Нагаёси, он писал о том, что изучал техники школ Нэн-рю 念流, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю 天真正伝香取神道流, Кагэ-рю 陰流 и других, после чего усовершенствовав методы Кагэ-рю он создал стиль Синкагэ-рю 新陰流 («новая теневая школа»). В дальнейшем он усовершенствовал и развил полученные знания, выделив основной принцип – «маробаси», и, как результат этого, появилась новая школа. В своей книге «Сёдэн Синкагэ-рю 正伝新陰流» (Shōden Shinkage-ryū) Ягю Тосинага (Yagyū Toshinaga) выдвинул предположение о том, что Камиидзуми Нобуцуна создал свою школу приблизительно в тридцать лет.

Уже в молодости Камиизуми Исэ-но-ками принимал участие в битвах, испытывая и оттачивая свое умение. Заработав репутацию искусного военачальника и фехтовальщика, он однако решил оставить военную службу и посвятить себя распространению Синкагэ-рю. Он пустился в странствие по стране и начал преподавать свое искусство. Следует сказать, что большинство людей приходивших учиться у Камиизуми Исэ-но ками, были хорошими знатоками в области будзюцу, многие из них прошли испытания в битвах. Поэтому обучение в школе проходило по сегодняшним меркам достаточно быстро. После обучения в Синкагэ-рю 新陰流 многие из учеников Камиизуми Исэ-но-ками открывали свои школы.

Карьера великого мастера меча Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна тесно связана с двумя даймё периода Сэнгоку-дзидай: Уэсуги Кэнсин 上杉謙信 и Такэда Сингэн 武田信玄. Владения Уэсуги простирались от побережья Японского моря до гор центральной части острова Хонсю, где они соприкасались со сферой влияния Такэда Сингэн. В этой точке соприкосновения — на плодородной равнине Каванакадзима — Такэда и Уэсуги с 1553 по 1565 год пять раз сходились в битвах в борьбе за власть. Кроме этих «битв при Каванакадзима» было еще немало других стычек между их войсками, которые то и дело совершали нападения на вражеские замки.

Такэда Сингэн 武田信玄 вступил в союз с сильным кланом Ходзё и при ею поддержке начал одну за другой захватывать крепости Уэсуги в провинции Кодзукэ. Дела шли у него весьма успешно, пока он не подступил к замку Минова-дзё, который располагался дальше всего от сферы влияния клана Такэда. В 1555 году Ходзё Удзиясу 北条氏康 организовал нападение на родовой замок клана Ого, принадлежавшего на то время семье Камиидзуми. Нобуцуна сдал замок без боя и и присоединился Удзиясу. В том же году Уэсуги Кэнсин 上杉謙信 произвёл вторжение в западную часть провинции Кодзукэ 上野国 с целью захвата замка Хираи. Камиидзуми отказался от службы у Ходзё Удзиясу 北条氏康 и отправил уведомление об этом Уэсуги. Последний согласился принять его к себе и назначил Камиидзуми в качестве одного из своих генералов. В этой должности Нобуцуна помог Уэсуги изгнать силы Ходзё. Уэсуги Кэнсин 上杉謙信 захватил полный контроль над Кодзукэ 上野国, сделал Нагано Наримаса 長野業正 (1491–1561 годы) губернатором в замке Минова 箕輪城, и вернулся на свою базу в Этиго 越後国.

Камиидзуми поступил на службу к Нагано Наримаса и быстро стал одни из «Шестнадцати копий дома Нагано». В частности, он отличился во время нападения на замок Яманака 山中城, и стал известен как «лучший копейщик из провинции Кодзукэ». Нагано сдерживал атаки Такэда Сингэн 武田信玄 в течение трёх лет, но умер в 1561 году. Его наследником был Укё-но-син Наримори (Ukyō-no-shin Narimori), которому было всего 16-ть лет, поэтому смерть Нагано скрывали от неприятеля как можно дольше. В конце концов Такэда Сингэн 武田信玄 в 1563 году (некоторые источники указывают 1566 год) вторгся в западную часть провинции Кодзукэ 上野国 с армией из более чем 10 000 солдат. Кёку Гункан (Kōyō Gunkan), записи о боевых подвигах семьи Такэда, датируют вторжение 1563 годом, в то время как записях храма Тёнэндзи (Chōnenji), где был похоронен Нагано Наримаса, указан 1566 год. Замок Минова 箕輪城 был полностью окружён и осажен. Наримори погиб в бою (по другой версии - покончил жизнь самоубийством) 22 февраля, моральных дух упал, и замок был захвачен 28 февраля.

Камиидзуми силой вырвался из замка и сбежал в восточную часть провинции Кодзукэ 上野国, где присоединился к Кирю Ойносукэ Наоцуна (Kiryū Ōinosuke Naotsuna). Однако Наоцуна вскоре умирает и бразды правления на себя берёт его сын Матадзиро Сигэцуна (Matajirō Shigetsuna). После этого Камиидзуми возвращается в замок Минова 箕輪城 по неизвестным причинам. Согласно одной из версий, он вернулся в связи с тем, что у него было много друзей в замке, и он поступил на службу к Найто Сюри-но-ками (Найто Масатоё 内藤昌豊), губернатору, назначенному Такэда Сингэн 武田信玄. По другой версии Такэда Сингэн был впечатлён доблестью Камиидзуми и пригласил его присоединиться к нему после того, как замок Минова пал. По какой истинной причине Нобуцуна вернулся в замок не ясно, но достоверно известно то, что Камиидзуми стал мелким чиновником клана Такэда.

Одна из версий описывает события так: напав в 1563 году на Минова-дзё 箕輪城, Такэда Сингэн не собирался тратить время на осаду и принял решение захватить его штурмом. Однако обороняющиеся оказывали яростное сопротивление и одну за другой отбивали все атаки врага. Большую роль в этом деле сыграл маленький о тряд копейщиков, появлявшийся на самых опасных участках и неизменно повергавший врага в бегство. Во главе его стоял сам Укё-но-син Наримори, за спиной которого в качестве телохранителя неизменно пребывал Камиидзуми Хидэцуна с копьем или мечом в руках. После отражения одной из атак самураев Такэда Хидэцуна сам организовал контратаку и, скашивая врагов вокруг себя своим страшным разящим мечом, гнал их до самых осадных укреплении.

После почти целого месяца непрерывных жесточайших боев воины Такэды Сингэн 武田信玄, рассчитывавшие легко и быстро овладеть крепостью, были совершенно деморализованы и уже собирались убираться восвояси, но тут словно сама судьба улыбнулась Такэда: в одной из вылазок погиб руководитель обороны Наримори, скрыть факт гибели которого защитникам не удалось. В руках у Сингэн оказалось мощнейшее психологическое оружие, и осаждающие воспрянули духом. Зато внутри крепости сложилась тяжелейшая обстановка. У Наримори не было детей, и потому некому было сильной рукой сплотить оборонявшихся, которые раскололись на несколько группировок. Поэтому вскоре гарнизон Минова-дзё 箕輪城 запросил о мире, который и получил в обмен на согласие выполнить все требования Такэда. А требования эти были весьма суровы: все родственники Нагано Наримори подлежали умерщвлению, а гарнизон был должен влиться в состав армии Сингэн. Впрочем и то, и другое было в порядке вещей в те суровые времена.

В период осады Такэда Сингэн 武田信玄 не раз имел возможность наблюдать за подвигами отважного телохранителя Наримори — Камиидзуми Хидэцуна. Он был столь поражен мастерством и мужеством этого блестящего фехтовальщика, что пожелал почтить его своим вниманием и одарить подарками. Такэда даже предложил Хидэцуна поступить к нему на службу, но получил отказ мастера, который сослался на то, что хотел бы целиком посвятить себя совершенствованию искусства фехтования мечом кэндзюцу, и выразил желание отправиться в воинское странствие муся-сюгё.

В знак признания огромных способностей, проявленных при защите замка, Такэда Сингэн 武田信玄разрешил Камиидзуми использовать иероглиф 信 (читается как «син» или «нобу») в своём имени, после чего он и становится известен под именем Нобуцуна. Тем не менее, в лицензии, переданной Ягю Синкагэ-рю 新陰流 в 1565 году, Камиидзуми подписан как «Камиидзуми Исэ-но-ками Фудзивара-но-Хидэцуна», однако в свитках, переданных Мунэтоси в следующем году, он подписан как «Камиидзуми Исэ-но-ками Фудзивара-но-Нобуцуна». Выходит, если замок Минова пал в 1563 году, то Камиидзуми всё ещё использовал «Хидэцуна» два года спустя. Если же замок пал в 1566 году, то Камиидзуми возможно применял «Нобуцуна» ещё до разрешения Такэда Сингэн. Смена имени было довольно распространённым явлениям в ту эпоху, и вполне вероятно, что смена имени на Нобуцуна не была связана с Такэдой Сингэном.

Ещё в период службы у Нагано Наримаса 長野業正, Камиидзуми совершил несколько поездок в столицу Японии, где в 1558 году он повстречал молодого Марумэ Нагаёси. Во время поездки в Киото в конце 1563 года, Камиидзуми встретил Ягю Сэкисюсай Тайра-но Мунэтоси 柳生石舟斎平宗厳, которому в то время было уже за тридцать, в деревне Ягю 柳生町 (недалеко от города Нара), где и оставался на протяжении полугода, прежде чем перебраться в столицу в 1564 году. Мунэтоси славился в своей провинции как искусный фехтовальщик, и, узнав о приезде Камиидзуми, попросил его продемонстрировать свое мастерство, на что тот любезно согласился. Три раза Мунэтоси атаковал, и все три раза потерпел поражение, после чего он попросил Исэ-но-ками стать его наставником и остановиться на время в его доме. Погостив некоторое время в доме Мунэтоси, передавая ему свои знания, Камиидзуми отправился в небольшое путешествие, а в качестве последнего экзамена поручил Мунэтоси самостоятельно освоить технику муто-дори (технику обезоруживания вооруженного противника, самому будучи безоружным).

Вернувшись, Исэ-но-ками был полностью удовлетворен успехами своего ученика и как признание его мастерства вручил ему «инка содэн» (свиток полной передачи знаний). После смерти Камиидзуми Ягю Сэкисюсай стал вторым патриархом школы, и именно семье Ягю школа обязана своей известностью.

Во время одной из поездок Камиидзуми продемонстрировал техники Синкагэ-рю 新陰流 13-му сёгуну Асикага Ёситэру, который остался очень доволен и даже подписал «сертификат о восхищении» (дата подписания неизвестна), говоря, что школе нет равных на земле. Это событие привело к тому, что Нобуцуна, передвигаясь по Киото, обучал знаниям Синкагэ-рю 新陰流 различных придворных и членов знати сёгуната Асикага.

После 1563 года Каминдзуми Исэ-но-ками Нобуцуна отправился в муся-сюгё. Во время странствий его сопровождали несколько спутников: племянник Хикита Бунгоро и Дзинго Мунэхару — оба блестящие знатоки кэндзюцу, старший сын Камиидзуми Хитатиносукэ Хидэёси, впоследствии основавший школу «военной науки» (гунгаку) и ниндзюцу Камиидзуми-рю, и некоторые другие. Во время муся-сюгё Исэ-но-ками участвовал в 17 дуэлях, во всех победил и ни разу не был даже ранен.

В итоге, Камиидзуми собрал большое количество последователей вокруг себя. Один источник утверждает, что во время поездки в Киото в 1564 году с ним путешествовало 84-е ученика, а в следующем году уже сам Нобуцуна утверждает в своём сертификате Мунэтоси, что у него около сотни учеников. Среди самых знаменитых учеников Исэ-но-ками: Ягю Мунэтоси, чья линия Ягю Синкагэ-рю 柳生新陰流 существует и по сей день; Хикита Бунгоро, племянник Камиидзуми и основатель Хикита Кагэ-рю 疋田陰流; Ходзон Ин'эи (Hōzōin In'ei), монах, основавший Ходзоин-рю 宝蔵院流 содзюцу; Марумэ Нагаёси, основатель Тайся-рю タイ捨流; Нонака Синкуру (Nonaka Shinkura), основатель Син Синкагэ Итидэн-рю и Комагава Куниёси, создатель Комагава Кайсин-рю 駒川改心流.

Согласно записям в дневнике советника Киото по имени Ямасина Токицугу (Yamashina Tokitsugu), Камиидзуми Нобуцуна также посетил столицу в 1570 году. Он оставался там на протяжении двух лет, обучая Ямасина техникам Синкагэ-рю 新陰流. В это время он был известен под именами Камиидзуми Мусаси-но-ками Нобуцуна и Ого Мусаси-но-ками. В 1572 году он посетил деревню Ягю, а затем поехал назад в восточную Японию с рекомендательным письмом от Ямасина к клану Юки 結城氏 в провинцию Симоса. Последняя известная запись о Камиидзуми Нобуцуна находится в храме Сото-сю дзэн-буддизма Сэйриндзи (Seirinji), который находится в городе, где когда-то стоял родовой замок Камиидзуми. Эта запись сообщает о том, что Нобуцуна помогал при сооружении храма в 1577 году, возведя надгробие и оплатив услуги. Храм до сих пор стоит в Маэбаси, префектура Гумма.

Точная дата смерти Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна неизвестна. Одна запись утверждает, что он умер в 1572 году, однако это явно противоречит записи в храме Сэйриндзи. Согласно другой информации, Камиидзуми умер в 1577 году в деревне Ягю, однако в семье Ягю нет записи об этом событии. Кроме того, там находится лишь памятник, установленный в честь Камиидзуми Нобуцуна, но могилы не имеется. Документ Кираку-рю 気楽流, школы дзюдзюцу области Гумма, утверждает о том, что мастер умер в городе Одавара в 1577 году, в то время как документы семьи Камиидзуми указывают, что он умер там же, но в 1582 году.

Камиидзуми Нобуцуна считается ключевой фигурой в истории развития кэндзюцу. Благодаря его наиболее значимым студентам были созданы и распространены по всей Японии многочисленные школы боевых искусств, включающие знания и техники Синкагэ-рю 新陰流. На сегодняшний день всё ещё существуют школы, которые указывают Камиидзуми в качестве основателя, сооснователя или прародителя стиля, такие как Ягю Синкагэ-рю 柳生新陰流, Дзикисинкагэ-рю 直心影流, Касима Син-рю 鹿島神流, Тайся-рю タイ捨流 и Комагава Кайсин-рю 駒川改心流.

Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна приписывается создание фукуро-синая 袋竹刀 — бамбукового меча, обтянутого кожей, применяемого с целью полноценных отработок техник кэндзюцу без причинения серьёзных телесных повреждений. В Ягю Синкагэ-рю такой меч известен под именем хикихада-синай 蟇肌 (hikihada-shinai, «синай, обтянутый жабьей кожей»). Такое название связано с тем, что кожа, полученная с коровы или лошади, лакируется, тем самым напоминая хикигаэру, то есть японскую жабу.

Хонтё Бугэй Сёдэн (Honchō Bugei Shōden), сборник исторических рассказов периода Эдо, содержит повествование об одном из путешествий Камиидзуми. Один из эпизодов, произошедших во время странствий, стал широко известен даже на Западе, благодаря кинокартине Куросавы Акира «Семь самураев». Речь идет о знаменитой сцене, когда Камиидзуми освобождает ребенка из лап разбойника. Однако Куросава допустил несколько искажений эпизода. В действительности дело было так: на подходе к какой-то деревушке местные жители сказали Нобуцуна, что разбойник захватил в заложники ребенка и укрылся в одном из домов. Никто не знал, что делать, и родители несчастного о малыша уже совсем отчаялись. Тогда Нобуцуна наскоро придумал план освобождения ребенка. По случайности в это время в деревне находился дзэнский монах, к которому Камиидзуми и обратился за помощью. Он попросил у него монашеское облачение и переоделся в него. Затем в отдалении от дома, чтобы разбойник не заметил этих приготовлений, мастер обрил голову, после чего, под видом буддийского священника, направился к хижине с двумя рисовыми колобками в руках. Он объяснил преступнику, что принес еду для ребенка, и бросил один шарик в приоткрытую дверь. Потом он предложил второй шарик разбойнику и покатил его по земле по направлению к нему. Бандит потянулся за рисом н на мгновение выпустил из вида «смиренного последователя Будды». Этого мгновения было достаточно, чтобы Нобуцуна, применив один из приемов дзюдзюцу, схватил его за руку, вытянул наружу и «пришпилил» к земле. Мгновенная потеря контроля над ситуацией дорого обошлась негодяю: обозленные крестьяне забили его палками до смерти.

Дзэнский монах, видевший все от начала и до конца, склонился перед мастером и вручил ему священный талисман кара, символизировавший принадлежность к буддийской школе Дзэн-сю.

За годы странствий Камиидзуми Нобуцуна чрезвычайно усовершенствовал свое фехтовальное мастерство и в 1571 году удостоился небывалой чести, получив приглашение продемонстрировать свое кэндзюцу для самого императора Огимати, который интересовался фехтованием. Такой чести ранее не удостаивался ни один мастер меча, и Нобуцуна постарался, чтобы предстать во всем блеске. Демонстрация Камиидзуми произвела столь большое впечатление на императора, что он удостоил Камиидзуми довольно почетного 4-го придворного ранга.

С тех пор у Камиидзуми Исэ-но-ками появилось немало завистников среди мастеров кэндзюцу, жаждавших прикончить своего более прославленного собрата и тем самым урвать свои кусок пирога. Рассказывают, что однажды поздно ночью Нобуцуна шел по узкой улочке провинциального городка. Вдруг он почувствовал, что где-то поблизости укрылась засада. Не прекращая движения, мастер мгновенно обнажил меч и резко очертил круг. В то же мгновение четверо злоумышленников мертвыми упали к его ногам.

После выступления во дворце Камиидзуми Исэ-но-ками поселился в городе Фусими неподалеку от Киото и открыл там додзё, в котором начал преподавать собственную школу кэндзюцу, получившую название Синкагэ-рю 新陰流 — «Новая школа Кагэ» («новая» применительно к школе Кагэ-рю, которую Камиидзуми изучал в детстве). Школа знаменитого фехтовальщика быстро привлекла к себе большое внимание, чему немало способствовал тот факт, что ее стали посещать военачальники сёгуна.

Чему же учил мастер? Согласно мастерскому сертификату школы Синкагэ-рю, врученному мастером несколько позднее своему лучшему ученику Ягю Мунэёси, Камиидзуми преподавал следующие приемы.

Сангаку — «три науки»: итто-рёдан; дзантэй-сайтэцу; ханкай; уси-саси: тётан-итими.
Кюка — «девять статей»: хиссё: гякуфу : дзю-тати: вабоку: сёкэй; сёдзумэ: хатидзю-гаки; муракумо.
Тэнгусё — «избранные [приемы] тэнгу» (приемы дзю-дзюцу): хана: мёсин: дзэнтай; тэбики: ранкэн; нигусоку, нинин-гакэ.
Нидзюсити-ка-дзё сэссо — «двадцать семь параграфов разрубания лица»: дзё — «пролог»; ха — разрушение; кю — неожиданность.
Цубамэ-о — «хвост ласточки»: цубамэ-о — хвост ласточки», сарумавари — «обезьяний переворот»; цукикагэ — «лунная тень»: ямакагэ — «тень горы»: уранами — «волны, бьющие о берег»; укибунэ — «поплавок»; орико — «разбивание щита»; дзюрёку — «десять сил».
В учении Кагэ-рю Камиидзуми нашел доктрину «маробаси», которая и легла в основу его школы. Сам мастер объяснял концепцию маробаси так:

«Концепция нападения и защиты состоит в приспособлении движений к движениям врага, почти также как моряк поднимает парус, когда задует ветер, или как охотник выпускает сокола при виде кролика. Общепринято думать о нападении исключительно в терминах нападения, а о защите — исключительно в терминах защиты. Однако, на деле, в нападении присутствуют элементы защиты, а в защите — элементы нападения. Последователь Синкагэ-рю должен хорошо понимать значение строчки из одной китайской поэмы, говорящей о кошке, которая кажется спящей, но в действительности начеку».

Термином «маробаси» обычно обозначают «путь природы, свободы и энергии в жизни». Однако, термин имеет двойное значение, поскольку он выражает истинность учения китайскою стратега Сунь-цзы, а в кругах последователей учения Дзэн обозначает божественное озарение. Если же говорить о поединке, суть маробаси в том, что воин должен знать и врага, и себя самого. Он должен подчинять врага своей воле и, когда тот «попадется на приманку», отвечать со всей мощью, подобно камнепаду, обрушивающемуся с горы.

Камиидзуми учил, что в бою дух должен, сохранять полную незамутненность и предоставить все действия телу. Тогда естественность, достигнутая благодаря слиянию с природой, станет залогом успеха, и человек сможет спокойно встретить любую неожиданность.

Будучи человеком незаурядным и ревностным приверженцем Дзэн, Нобуцуна выдавал своим ученикам любопытные сертификаты, в которых собственно о кэндзюцу не было ни слова. Как правило, эти документы, скрепленные личной печатью мастера, содержали проникновенные пятистишья пейзажного или философского характера, а сертификат, удостоверявший высшую степень мастерства, представлял собой контур круга на белом листе. Круг символизировал идею «незамутненного зеркала», «озерной глади» или «луны в воде», выступая аллегорией чистого непоколебимого и непобедимого всеотражающего духа.

Лучшим учеником Камиидзуми Исэ-но-ками стал Ягю Мунэёси. О том, как началось его ученичество, рассказывают так: уже до встречи с Камиидзуми Ягю был мастером фехтования. Он овладел всеми таинствами школы Тюдзё-рю и не раз подвергал свое умение проверке на полях сражений. Однако все это оказалось лишь прелюдией к истинному постижению таинств кэндзюцу.

Родственником Мунэёси был настоятель буддийского монастыря Ходзо-ин монах по имени Инъэй. Монахи Ходзо-ин немало времени уделяли воинским тренировкам, и Инъэй стал прекрасным мастером копья. Прослышав о подвигах Нобуцуна, он решил познакомиться с великим мастером, а заодно помочь Ягю Мунэёси в поисках хорошего наставника. Поэтому он направил Камиидзуми Исэ-но-ками послание, в котором приглашал его посетить монастырь и дать несколько уроков его родственнику.

В то время Нобуцуна было 55 лет. Мунэёси был на 20 лет моложе. Можно представить себе разочарование Ягю, когда Нобуцуна предложил ему для начала сразиться с его племянником Хикита Бунгоро. Но делать было нечего, и Мунэёси дал свое согласие на бой.

В этом поединке его ждал еще один сюрприз, и довольно неприятный. Дело в том, что, в отличие от обычной практики тех дней и привычки самою Ягю, Хикита использовал не деревянный меч бокуто, а бамбуковый синай, которым, выждав удобный момент, от души врезал по лбу Мунэёси. Тот на мгновение опешил, поскольку привык к поединку по правилам «цумэру», когда деревянный меч останавливался в нескольких миллиметрах от поражаемого участка, не причиняя реального вреда. Он попробовал продолжить бой, но тут же получил новый удар синаем. И тут, наконец, Ягю Мунэёси осознал, что ему противостоит мастер и школа, намного превосходящие его уровень. Он уже собирался признать это, но тут сам Нобуцуна взял синай из рук Хикита Бунгоро и предложил Мунэёси попробовать свои силы в поединке с ним. Ягю принял боевую позицую, но тут же понял все свое бессилие перед лицом великого мастера. Он бросил бокуто на землю, пал перед Нобуцуна на колени и попросился к нему в ученики.

После этого памятного поединка вся компания старых и новых друзей во главе с Камиидзуми Исэ-но-ками отправилась в поместье Ягю в провинции Ямато, где мастер и прожил до 1577 года, передавая секреты своей школы роду Ягю.

После смерти мастера в 1600 году Токугава Иэясу одерживает победу над своими противниками в решающей битве при Сэкигахара, и уже в 1603, получив титул сёгуна, официально приходит к власти и тем самым осуществляет свою мечту - объединение всей Японии. После изнурительной гражданской войны в Японии наступил мирный период - период Эдо (1603-1868 годы).

Широкое развитие и распространение Синкагэ-рю 新陰流 способствовало то, что третий сёгун династии Токугава Иэмицу нанял в 1623 году Ягю Мунэнори (пятого сына Ягю Сэкисюсай) в качестве старшего наставника кэндзюцу. С этого времени популярность школы стала расти. Следует сказать, что от Ягю Мунэнори берет свое начало направление Ягю-рю (или Эдо Синкагэ-рю), в котором Ягю Мунэнори сосредоточил особое внимание на моральной и философской составляющей учения. Кроме этого влияние Ягю Мунэнори распространялось на политику, проводимую сёгуном. Поэтому его личность зачастую рассматривается в качестве влиятельного политика, а не как наставника фехтования.

Третьим главой школы стал Ягю Хёгоносукэ - внук Ягю Сэкисюсай от первого сына. Он обосновался в Овари и был наставником фехтования в семье Овари Токугава - младшая ветвь правящей династии сёгунов. Через него продолжается основная ветвь Синкагэ-рю 新陰流 (или Овари Синкагэ-рю).

Различия в школах ветвей Эдо-Ягю и Овари-Ягю были довольно существенные. В Эдо арсенал техник оставался неизменным с самого начала, и поэтому обучение в этой школе было рассчитанно на высококвалифицированного мастера фехтования.

Ягю Хёгоносукэ учел изменения в вооружении и амуниции самураев, происходившие в мирный период, и к основному разделу техники (хондэн), добавил небольшие изменения (найдэн). Последующими главами школы в программу обучения также вносились дополнительные техники, которые помогали людям, не имевшим большого опыта в кэндзюцу, эффективнее осваивать сложную науку фехтования мечом.

В 2008 году в городе Маэбаси был проведён фестиваль в честь 500-летия со дня рождения Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна. Во время фестиваля была возведёна бронзовая статуя (2,5 метра в высоту) Камиидзуми, держащего фукуро-синай. Ягю Коити (Yagyū Koichi), прямой потомок ученика Нобуцуна Ягю Мунэтоси, провёл демонстрацию техник школы Синкагэ-рю 新陰流 совместно со своими учениками.

Обучение в Синкагэ-рю хёхо Маробасикай, особенности школы и техники
В Синкагэ-рю хёхо Маробасикай освоение техники и принципов школы происходит через разучивание и многократное повторение парных ката. В настоящий момент в программу обучения Маробасикай входит 11 основных ката, которые состоят из более мелких форм, количество которых варьируется от 5 до 31. Кроме того, существует разделение на тренировочные формы (танрэнкэй) – изучаются в начале обучения, и боевые формы (дзиссэнкэй) – даются при достижении учеником более высокого уровня. При изучении форм в основном используется специальный бамбуковый меч – хикихада-синай (фукура-синай), в некоторых ката, а также в самостоятельных тренировках используется деревянный меч – бокуто (или бокэн).

Также в дополнительную программу Маробасикай входит изучение техники батто-дзюцу (иначе йайдо) школы Сэйго-рю и техники Синкагэ-рю дзёдзюцу (техника работы с палкой). Степени и соответствующие дипломы по этим направлениям выдаются отдельно.

Условно основной курс обучения в школе можно разбить на 10 этапов, соответствующим 10 степеням. Степени присваиваются по мере понимания и освоения техники и, в принципе, не зависят от времени занятий. На каждом этапе перед занимающимся ставятся определенные задачи: правильный хват меча, постановка удара мечом, ощущение средней линии тела, выбор дистанции и т.д.

Степени в Синкагэ-рю сохранили свои оригинальные исторические названия и несут в себе определённую смысловую нагрузку. Мокуроку и Кайдэн - две степени, существующие с момента создании Синкагэ-рю. Далее количество степеней увеличивалось в зависимости от количества добавляемых техник, а позже и из-за снижения уровня подготовки начинающих заниматься.

  • Изображение
  • Купить Кодекс поведения самурая: Бусидо

Кодекс поведения самурая: Бусидо

Самураи, почитаемые как воплощение чести и доблести, придерживались строгого кодекса поведения, известного как Бусидо. Этот кодекс определял все аспекты их жизни, формируя их выбор, поступки и образ мышления. Давайте рассмотрим основные принципы Бусидо и раскроем мудрость, лежащую в основе самурайского образа жизни.

Преданность: Краеугольный камень бусидо, верность подразумевает непоколебимую преданность своему господину или хозяину. Самураи должны были посвятить свою жизнь служению и защите своих феодалов, даже ценой собственной жизни. Как говорится, "верность самурая глубока, как океан".

Честь: Честь была сутью существования самурая. Они считали, что сохранение своей чести имеет первостепенное значение, и любой поступок, приносящий позор или бесчестье, считался непростительным. Для самурая честь была дороже самой жизни.

Самодисциплина: Самураи понимали важность самоконтроля и дисциплины. Они воспитывали в себе душевную и физическую силу с помощью суровых тренировок и медитации. Владея своими эмоциями и желаниями, они могли действовать четко, целенаправленно и сдержанно в любой ситуации.

Стойкость: Путь самурая не был лишен трудностей. Они принимали невзгоды как средство развития стойкости и упорства. Встречаясь с трудностями лицом к лицу, они преодолевали препятствия и становились сильнее, воплощая в жизнь поговорку: "Семь раз упади, восемь раз встань".

Смирение: В глазах самураев истинная сила заключалась не в высокомерии или самодовольстве, а в смирении. Они понимали, что все достижения мимолетны и что смирение - это ключ к постоянному росту и обучению. Как гласит одна из самурайских пословиц, "истинная сила ощущается, когда человек обладает огромной мощью, но предпочитает ее сдерживать".

Мудрость: Самураи почитали мудрость и стремились культивировать ее путем постоянного самоанализа и изучения прошлого. Они ценили знания не только тактические и боевые, но и философские и духовные. Мудрость руководила их действиями и позволяла принимать разумные решения во имя общего блага.

Вникая в тонкости "Бусидо", мы глубже понимаем ценности, которыми руководствовались самураи. Их кодекс поведения продолжает вдохновлять и вдохновлять нас и сегодня, напоминая нам о том, что в нашей жизни должны присутствовать верность, честь, самодисциплина, стойкость, смирение и мудрость.

Миямото Мусаси

"Я всегда считал, что верность - это добродетель, которая преодолевает время и место".

  • Изображение
     Искусство Войны
  • Изображение
    Искусство Жизни
  • Изображение
    Искусство Смерти
    • Изображение
      Искусство Изысканности
    • Изображение
      Искусство Каллиграфии
    • Изображение
      Искусство Ксилографии
      • Изображение
        Искусство Бонсай
      • Изображение
        Искусство Оригами
      • Изображение
        Искусство Икебаны