Воинская добродетель Бутоку тяжела, как гора. Слава и выгоды невесомы, как пух
Существование мощного военного сословия Буси самурай 武士侍(класс воинов) было
признано правящей аристократией Японии в VIII веке в целях укрепления границ их
феодальных поместий. Высокой властью Императора Канму (Канму -тэнно) 桓武天皇 в
794 г. н. э. в Киото был основан Бутоку Дэн (Храм Боевой Доблести) с тем, чтобы
развивать боевое рыцарское искусство и оттачивать военное мастерство. Известно,
что 5 мая 818 г. н. э. по высокому приказу императора Сага была проведена
церемония Ябусамэ (流鏑馬) - конные лучники в честь воинских традиций, с тем,
чтобы укрепить высокую власть его императорского величества в Бутоку Дэн武徳殿,
расположенного неподалеку от Хэйан дзингу(平安神宮) в Киото. С тех пор и на
протяжении всей истории Японии Бутоку Дэн в Киото, являлся главным центром
обучения всем видам боевых искусств. С конца XI века усиление класса воинов,
обладавших высокоразвитыми навыками ведения боя, явилось доминирующим
фактором, определившим ход японской истории. Их называли Буси 武士 (Класс
Воинов), а Самураи 侍 были одной из групп этого класса, служившей в основном
благородному сословию. Они обучались Тачиути 太刀打ち (Искусство боя с мечом),
Содзюцу 槍 術 (Искусство боя с копьем), Нагинатадзюцу 長刀術(Искусство боя с
алебардой), Кюба но мити 弓馬の道(Искусство конного лучника), а также другим
известным способам ведения боя.
С тех пор и на протяжении всей истории Японии Бутоку Дэн в Киото, являлся
главным центром обучения всем видам боевых искусств.
С конца XI века усиление класса воинов, обладавших высокоразвитыми
навыками ведения боя, явилось доминирующим фактором, определившим ход
японской истории. Их называли Буси 武士 (Класс Воинов), а Самураи (侍) были
одной из групп этого класса, служившей в основном благородному сословию. Они
обучались Татиути (太刀打ち) - искусство боя с мечом, содзюцу (槍 術) -
искусство боя с копьем, нагинатадзюцу (長刀術) - искусство боя с алебардой, кюба
но Мити(弓馬の道) - искусство конного лучника, а также другим известным
способам ведения боя. В феодальной Японии конца XIV в. — начала XIX в.
самураи развивали комплексные формы боевых искусств сого будзюцу с
использованием разного рода оружия, доспехов и различных боевых
принадлежностей. Широкое распространение получили Рюха будзюцу (流派武術) –
профильные школы боевых искусств, развивавшие свои собственные уникальные
боевые стратегии, методы, теории и прикладные методики. Самураи, будучи
правящей аристократией, в силу их профессионального и пожизненного
призвания, посвятили свои жизни развитию боевых навыков высшего порядка и
служению культу военной доблести. В Японии XV – начала XVII вв. в период
внутренних военных конфликтов, Сэнгоку Дзидай (戦国時代) - период
сражающихся провинций с 1467 по 1568 год, получили развитие комплексные
системы Хэйхо (兵法) - боевой стратегии. В решающей битве под Сэкигахара
(Сэкигахара-но-татакай) (関ヶ原町) в сентябре 1600 года н. э. военный клан
Токугава(徳川) уничтожил союзные войска Тоётоми (豐臣秀吉) и в Эдо, было
установлено правление Бакуфу (幕府).
При правлении Бакуфу японский класс воинов верно поддерживал
традиционный порядок боевой дисциплины, пребывая в состоянии постоянной
боевой готовности на протяжении двухсот шестидесяти лет. Известно, что Буси
считались не только высшим слоем элиты общества, они также являлись
эталоном морального превосходства, неукоснительно следуя законам кодекса
этики Бусидо. В заповедях Бусидо(武士道) - путь воина, подчеркнутое внимание
уделялось полному подчинению кодексу поведения и образу жизни, основанному
на добродетелях чести, верности, отваги, ответственности, сыновнего почтения,
самопожертвования, единения, дисциплины, сочувствия и несравнимого боевого
духа.
С таким установленным свыше способом мышления
Буси
совершенствовали искусство боя с мечом и другие известные военные
дисциплины. В период правления Токугава и до середины 1800 года н. э.,
возникли и получили распространение множество различных школ боевых
искусств, созданных на основе рюги-будзюцу (流儀武術) заявлявших о своем
превосходстве в боевой доблести. С прекращением войн самураи превратились
в класс, функциональное существование которого, не могло быть оправдано
потребностями времени или ситуации. Многие мыслители того периода, такие как
Ямага Соко, были обеспокоены привилегированным существованием класса
воинов в обществе, которое уже не знало войн.
Ямага Соко(山鹿素行), влиятельный философ периода Гэнроку(元禄)1688-1704,
основатель школы военной стратегии Ямага-рю(山鹿流), являлся учеником Хаяси
Разан(林羅山), японского философа нео-конфуцианского толка, который был
советником первых трёх сёгунов Такугава. Именно Ямага Соко принадлежит
первое изложение идей, впоследствии получивших известность как бусидо(武士道) -путь война. И именно он явился вдохновителем мести сорока семи ренинов во
главе Оиси Ёсио(大石良雄), который являлся его учеником. Ямага Соко писал:
«Самурай потребляет пищу, не выращивая ее, использует утварь, не
изготавливая ее, получает доход, не покупая и не продавая. Чем оправдать все
это? Самурай ничего не выращивает и не производит, он также не занимается
торговлей, но не может быть, чтобы у него не было совершенно никаких функций».
По мнению Ямага Соко, самурай более не должен быть лишь воином. У него
более высокое предназначение: он должен служить образцом добродетели и
символом всей нации. Такое понимание роли самурайского сословия повлекло за
собой значительные изменения в сущности воинских искусств, воплотившиеся в
оформлении нового типа – будо.
Правление правительства Токугава бакуфу подошло к своему официальному
концу 9 ноября 1867 года когда 15-й сёгун Токугава, Токугава Ёсинобу, "передал
свои полномочия в распоряжение Императора" и через 10 дней после этого подал
в отставку. Этот государственный переворот и последовавшие за ним пре
образования по названию годов правления императора Муцухито получили
название Мэйдзи-исин - «Реставрация годов Мэйдзи» (明治維新). Вскоре после
этого, в январе 1868 началась Война Босин(戊辰戦争), Босин Сэнсо.
В битве Тоба Фусими(鳥羽・ 伏見の戦い) армия кланов Сацума и Тоса, которую
возглавлял Сайго Такамори(西郷 隆盛)одержала победу над 15 тысячной армией
бывшего сёгуна, что в конечном итоге привело к капитуляции Эдо в мае 1868 года
и позволило императору лишить Ёсинобу всей власти. Война закончилась в мае
1869 года, осадой крепости Горёкаку(五稜郭) в Хокодатэ на острове Хоккайдо.
Поражение армий бывшего сёгуна, возглавляемых одним из руководителей
специальных полицейских сил сёгуната Синсэнгуми (新選組), Хиджикато Тосизо
(土方歳三), положило конец периоду Реставрации Мэйдзи. Со всеми вызовами
власти и правлению императора было покончено.
В результате буржуазной революции Мэйдзи-исин рухнуло трёхсотлетнее правление
сёгунов Токугава, завершилась эра господство самурайского сословия. Указом 1871
года было объявлено о роспуске самурайских дружин и отмене их сословных
привилегий. Отныне самураи становились рядовыми гражданами, не имеющими
никаких исключительных прав.
Сломив вооруженное сопротивление сторонников сёгуната, новое правительство
приступило к проведению широкомасштабных преобразований, в ходе которых, были
упразднены многие феодальные институты, особенно те, которые наследственное
право ставили выше личных заслуг. В результате реформ были конфискованы и
упразднены феодальные княжества и взамен них введены префектуры,
провозглашено формальное равенство сословий, японские государственные
институты были реорганизованы на западный лад, была введена централизованная
финансовая система, созданы новые промышленные предприятия, использующие
западные технологии, введена всеобщая воинская повинность, лишившая самураев
привилегий элиты общества. Это было время, перелома в общественном сознании,
когда умонастроение наиболее прогрессивного общества было направленно против
традиционных институтов, обычаев и верований, сотни лет регламентирующих жизнь
Японии.
Самураи окончательно деклассировались, все виды военного искусства, в том числе
и дзю-дзюцу пришли в упадок. Наставники воинских искусств, отказывались брать
учеников, не видя в этом никакого смысла, боевыми искусствами занимались
буквально единицы, вызывая этим всеобщее неодобрение. Необходима была
реорганизация существующих систем боевых искусств, с целью подъёма
национального самосознания и построения соответствующей идеологии, доступной
пониманию общества периода Мэйдзи.
Все эти изменения нанесли серьезнейший и едва ли не смертельный удар по
традиционным боевым искусствам. Если ранее они являлись обязательным
элементом образования каждого самурая, то теперь, с упразднением самурайского
сословия, будзюцу лишились своей социальной базы.
Это было время, когда прославленным в прошлом наставникам воинских искусств,
чтобы не умереть с голода, приходилось устраивать публичные демонстрационные
состязания по боевым искусствам. Первую такую демонстрацию организовал и провел
в токийском районе Асакуса в 1873 г. вместе с группой своих учеников один из
крупнейших мастеров меча того времени, лицензированный наставник школы
Дзикисинкагэ-рю Сакакибара Кэнкити (榊原鍵吉). Под его руководством лучшие
фехтовальщики Токио стали демонстрировать свое умение у ворот знаменитого храма
Сэнсодзи на набережной Саэмон, и вскоре такая практика стал традицией.
В 1894 г. в Корею находящуюся в вассальной зависимости от Китая, по просьбе
ее правительства был отправлен отряд китайских войск для помощи в подавлении
крестьянских волнений тонхаков. Япония, так же как и Китай, обещавшая по
Тяньцзинскому договору 1885 г не вводить войска в Корею, немедленно отправила
туда и свои силы, а затем потребовала от короля Кореи немедленного проведения
ряда политических реформ, итогом которых должно было стать установление не
китайского, а японского контроля над полуостровом. На случай несогласия
корейского правительства 23 июля японские войска произвели переворот в столице
Кореи. Новое правительство Кореи, как от него и ожидалось, немедленно обратилось
к Японии с просьбой освободить полуостров от присутствия китайских войск.
Япония 1 августа объявила Китаю войну. Началась Японо-китайская война
(Ниссин сэнсо 日清戦争 1894-1895). Японо-китайская война явилась важной вехой в
развитии Японии. Кроме позиционирования Японии в мировой политике, как
государства, с которым нужно считаться, война создала в стране благоприятную
среду для роста националистических настроений и как следствие, пробуждения
интереса к возрождению будзюцу.
В апреле следующего, 1895 г. в Симоносэки был заключен мирный договор
между Китаем и Японией на весьма выгодных для Страны Восходящего Солнца,
одержавшей полную победу в войне, условиях. В это время в Киото прошли
масштабные показательные выступления мастеров различных боевых искусств со
всей страны. Эти показательные выступления явились удобным поводом для
создания Ассоциации воинской добродетели Великой Японии – Дай Ниппон
Бутокукай (大日本武徳会), которая в основу своей деятельности ставила
реорганизацию и пропаганду существующих систем боевых искусств, с целью
подъёма национального самосознания и построения соответствующей идеологии.
В 1895 г. праздновалось 1100-летие переноса столицы в город Хэйан (Киото). В
память о правлении основателя Хэйана великого императора Камму было решено
построить в Киото Бутокудэн – Зал воинской добродетели - по примеру одноименного
древнего зала, располагавшегося на территории императорского дворца.
Воспользовавшись этим событием, 17 апреля 1895 года, в рамках Министерства
Образования и по поручению императора Мэйдзи, выдающимися наставниками
боевых искусств, а также ведущими социально-политическими деятелями этого
критического для истории страны периода, в Киото была основана Ассоциация
воинской добродетели великой Японии – Дай Ниппон Бутокукай.
Она стала первым в Японии официальным учреждением в сфере боевых
искусств, санкционированным национальным правительством, с тем, чтобы
укреплять, внедрять, стандартизировать все системы традиционных боевых искусств.
В декларации посвящённой созданию Ассоциации воинской добродетели
великой Японии,
говорилось: «В апреле 1895 г. в ознаменование 1100-летия
переноса столицы в Хэйан(平安), ныне Киото(京都) выражает восхищение доблестью
императорского дома, организует священное празднество, восстанавливает Дворец
Великого Предела и празднует знаменательную годовщину.
Стремясь к
объединению единомышленников со всей страны, мы основали Ассоциацию
воинской доблести Великой Японии, Дай Ниппон Бутокукай. В пределах святилища
Хэйан-дзингу(平安神宮) построим Бутокудэн(武徳殿) по образцу древнего Павильона
воинской доблести. Будем ежегодно в обязательном порядке собирать
единомышленников и совершать церемонии в честь богов и демонстрировать для их
удовольствия свою воинскую доблесть и будем трудиться на благо нашей родины».
В основе философской доктрины Дай Ниппон Бутокукай лежала парадигма
Бутоку (武徳) – в которой постижении добродетели, велось через глубокое познание
боевого искусства и напряженные тренировки, а также воспитывался правильный
подход и становление должной системы ценностей, которые бы соответствовали
идеалу всесторонне развитой личности Бунбу рёдо(文武両道) в которой бы гармонично
соединялись "гражданское" и "военное" начало.
Согласно идеалу традиции бу-дзюцу, мастер должен быть целостной личностью,
гармонично сочетающей в себе высокие морально-этические качества и воинское
мастерство. Ибо там, где отсутствует мораль, сила легко превращается в насилие.
Поэтому идеальный с точки зрения канона бугэй мастер, должен понимать пользу,
которую он приносит своим мечом.
Указом Императора Мэйдзи, первым главой Дай Ниппон Бутокукай был назначен
Генерал Императорской армии, принц Комацу-но мия Акихито(小松宮彰仁親王 1846
1903) известный также как принц Хигаси Фусими Ёсиаки, великолепный памятник
Президентом Ассоциации стал Ватанабэ Тиаки, губернатор столичной префектуры
Киото, а вице-президентом – Мибу Мотои, настоятель храма Хэйан-дзингу , на
территории которого был основан новый Бутокудэн и где и располагалась штаб
квартира (хонбу) Дай Ниппон Бутоку Кай.
В разделе «Общие положения» Устава Общества Воинской Добродетели
Великой Японии определялось организация проведение нижеследующих
мероприятий: - Ежегодный праздник (мацури) - Бутоку-сай; - Во время праздника Бутоку необходимо всем членам Дай Ниппон Бутоку Кай
распространять информацию о Бутоку среди людей и разъяснять её, тем самым
увековечивая Бутоку; - Кроме того, необходимо содействовать учреждению различных будзё (мест, где
можно объяснять и учиться будзюцу) а также преподавать будо; - Даже если некоторые виды будзюцу не имеют применения в наши дни, мы должны
принять меры по их сохранению; - Создание оружейных залов (букиго) и коллекционирование древних и современных
видов оружия Японии и других стран.
Призывы
использовать воинские искусства для физического развития и
оздоровления нации, нашли широкий отклик не только у сторонников боевых
искусств, но и у прогрессивно настроенной интеллигенции, вооружённых силах и
полиции.
Тогда же была определена основа философской доктрины Дай Ниппон Бутоку
кай, которая практически не изменилась с тех времен до наших дней. Ею стало
осознание и следование парадигме Бутоку – Воинской Добродетели, под которой
традиционно понимается процесс (Путь – До) постижении добродетели через
глубокое познание боевого искусства и напряженные тренировки, а также воспитание
правильного подхода и становление должной системы ценностей, которые
соответствовали бы идеалу всесторонне развитой личности, гармонично сочетающей
"гражданское" и "военное" начала по принципу «Бунбу рёдо» - «Кисть и меч едины».
Официальные торжества по празднованию 1100-летия переноса столицы в Хэйан
кё проходили в Киото с 22 по 24 октября 1895 г., но различные праздничные
мероприятия, посвященные этой дате, продолжались вплоть до конца ноября.
Первый в современной истории фестиваль боевых искусств – Бутоку Сай был открыт
25 ноября, после чего демонстрации различных боевых искусств проходили на
протяжении еще трех дней. В первом фестивале приняли участие около тысячи
мастеров бугэй со всей страны. Прошли демонстрации кэндзюцу, дзюдзюцу, содзюцу,
кюдзюцу и т.д., а также соревнования по кэндзюцу и дзюдзюцу.
Строительство нового здания Бутокудэн было завершен в 1899 году. Являясь
центральным хонбу Дай Ниппон Бутоку кай, Бутокудэн скоро привлек наиболее
известных мастеров боевых искусств со всей страны. Практически сразу после него
открытия там начали проходить Фестивали Бутоку. Традиция проводить Бутоку Сай
каждый год в апреле-мае именно в Бутокудэн началась как раз тогда – во время
проведения 4-го всеяпонского фестиваля, но и другие массовые показательные
выступления и семинары по будзюцу считались наиболее престижными, если
проводились в Бутокудэн К
Одновременно в целях увековечивания заслуг наиболее выдающихся мастеров
боевых искусств, глубоко понимающих суть Бутоку, а также для их поощрения в этот
же период были введены два вида медалей за заслуги перед Дай Ниппон Бутоку кай: - Юкосё («Медаль за великие дела»). Ею награждались те члены Общества, которые
самым активным образом послужили развитию Будо или внесли существенный вклад
в развитие Дай Ниппон Бутоку кай. -
Сёдзё («Медаль за выдающиеся успехи») была предназначены для тех членов
Общества, которые достигли высоких умений в будзюцу. В статуте этих медалей
было особо оговорено, что о тех членах Обществаи, которые были награждены
Юкосё или Сёдзё, будут написаны их биографии, излагающие доблестные деяния,
затем эти биографии будут помещены в Бутокудэн и сохранены для грядущих
поколений. С июня 1901 года Дай Ниппон Бутоку кай стал присваивать почетные
звания мастерам Будо, для чего была учреждена система из трех ступеней: - сэйрэндзё – «свидетельстве о закалке» (сэйрэн – выплавление, закалка»); позднее
этот ранг был заменен на рэнси – «тренирующийся, закаляющийся воин».
– кёси – «наставник воинов».
– ханси - служащий образцом, «образцовый муж».
Звание кёси присуждалось за особые достижения в преподавании будо, а для
получения более высокого звания ханси претендент, помимо всего прочего, должен
был достичь и определенного возраста. В наше время титула ханси Бутоку кай
можно удостоиться только по достижению 55 лет.
На рубеже XIX-XX Дай Ниппон Бутоку кай возглавляли ведущие представители
воинских искусств и принципов. Например, Найто Такахару, мастер боя на мечах
школы Хокусин Итто-Рю, знаменитой своим воинским духом, был избран верховным
наставником секции кэндо. Исогаи Хадзимэ, выдающийся представитель Кодокан
дзюдо, возглавил центр преподавания дзюдо, как только тот был открыт при Дай
Ниппон Бутоку кай. Во многом благодаря энергии и инициативе этих людей под
руководством Дай Ниппон Бутоку кай по всей стране активизировалось движение по
возрождению будзюцу. Важнейшей задачей дня стала подготовка
квалифицированных инструкторов, которые могли бы преподавать воинские
искусства на самом высоком уровне в региональных отделениях Общества. Главным
центром их обучения в начальный период деятельности Бутоку Кай явилась Школа
обучения преподавателей будзюцу – Будзюцу кёин ёсэйдзё(武術教員養成所), которая
была основана в октябре 1905 года.
Диплом об успешном окончании школы вручали тем выпускникам, которые за
период обучения, продолжавшийся от одного до трех лет, получали не менее 4-го
разряда (ёнкю). Учащиеся школы получали стипендию от штаб-квартиры Дай Ниппон
Бутоку Кай в размере 6 иен в месяц. Помимо двух ежедневных двухчасовых занятий
по будзюцу, учащиеся должны были пройти курсы японского языка, камбун -
китайского старописьменного языка, использовавшегося для записи японских текстов
в средневековье, географии, истории, математики и английского языка.
К 1906 году были открыты 39 отделений Бутоку кай в различных регионах
Японии. Каждое из отделений по примеру киотосской штаб-квартиры, строило свой
Дворец воинской добродетели и организовывало в нем семинары и фестивали
боевых искусств. В мае 1908 года Дай Ниппон Бутоку кай было реорганизовано и
получило статус юридического лица. При этом его устав подвергся серьезной
переработке. В частности, были учреждены Исполнительный комитет (Ридзикай) и
Комитет постоянных членов (Дзёгиинкай), упорядочена система региональных
представительств.
В июле 1912 г. школа Будзюцу кёин ёсэйдзё была закрыта, но ее выпускники еще
долго оказывали серьезное влияние на возрождение и развитие будо. Например,
трое из 27 фехтовальщиков, прошедших курс обучения по кэндзюцу в Будзюцу кёин
ёсэйдзё в послевоенный период были удостоены Всеяпонской федерацией кэндо
звания ханси и степени 10-й дан – высшей степени в кэндо.
После закрытия школы Будзюцу кёин ёсэйдзё ее заменило новое учебное заведение
Будо сэммон гакко (武道専門学校) - Специальная школа будо, которая была основана
18 сентября 1912 года. По рекомендации ведущих японских деятелей просвещения, в
том числе хорошо известного и в Японии и за ее пределами писателя и
пропагандиста Нитобэ Инадзо (1862-1933), автора знаменитого трактата «Бусидо.
Дух Японии»2, в котором излагались основополагающие принципы традиционной
японской морали и этики, эта школа была задумана как полный пансионат,
построенный по модели английской школы Итон. Планировалось, что в школе будет
два отделения – отделение среднего образования и педагогическое. Для
поступления в школу абитуриент должен был иметь аттестат об окончании средней
школы. Срок обучения был установлен в 3 года, на протяжении которых все студенты
были обязаны жить в школьном общежитии. Студенты (на первый курс Будо сэммон
гакко поступило 22 человека) были освобождены от оплаты и обучения, и
проживания в общежитии и вносили небольшую сумму лишь за питание.
С 1921 г. выпускникам школы начали присваивать звание «будо гакуси» - «бакалавр
будо».
К 1930 г. в Национальном правительственном протоколе по боевым искусствам было
отмечено более двух с половиной миллионов обладателей черных поясов и более
двухсот пятнадцати тысяч экспертов высокого ранга по восьми основным
направлениям боевых искусств. Продолжалась и традиция проведений Бутоку Сай.
Самым масштабным и последним в истории предвоенного Дай Ниппон Бутоку кай
стал фестиваль 1940 г., посвященный празднованию 2600-летия основания японской
империи и императорского дома – важнейшей дате постмэйдзийской и предвоенной
истории Японии. В официальных соревнованиях и показательных выступлениях
фестиваля приняло участие больше мастеров самых различных будо, чем за всю его
предыдущую историю. На этом Бутоку Сай было впервые продемонстрировано и
каратэ: демонстрацию выполняли сразу несколько групп, которые впервые выступили
в качестве школ японских будо, имеющих свои официальные названия и программы.
Вообще, стоит особо отметить, что непререкаемый авторитет и особое
административное положение Общества были (и остаются сегодня!) столь высоки,
что любой новый стиль японских Будо, включая сюда многочисленные школы столь
модных у нас каратэдо и айкидо, получал «путевку в жизнь» только после
демонстрации в Бутокудэн и одобрения хонбу Дай Ниппон Бутоку кай.
За пятнадцать лет до этого, в 1925 году японский парламент утвердил проект
программы обязательного среднего образования, в которую были включены кэндо и
дзюдо. Со следующего года выпускникам Специальной школы будо, признавая
высокий уровень их образования, министерство просвещения решило без экзаменов
вручать диплом преподавателей средней школы по национальной и китайской
литературе, поэтому многие из них, направленные на работу в различные районы
страны, преподавали не только боевые искусства, но и указанные предметы. Их
высокий авторитет как разносторонне образованных людей, настоящих
интеллигентов немало способствовал распространению будо.
Большое значение для последующего развития японских боевых искусств имело
создание стандартных (сэйтэй) ката кэндо и дзюдо, Дай Ниппон Бутоку кай сыграло в
их создании важнейшую роль.
Ката должны были стать основой преподавания Будо в школах, и потому между
различными школами кэндзюцу и дзюдзюцу в период их разработки шла
ожесточенная борьба за право продвинуть свои варианты приемов, что открывало
широкие возможности распространения школы во всеяпонском масштабе. Примирить
все противоречия стоило огромного труда председателям комитетов по разработке
этих ката – Ватанабэ Нобору (кэндо) и Кано Дзигоро (дзюдо).
Первое стандартное Кэндо-но ката было разработано специальной комиссией Дай
Ниппон Бутоку кай, в которую вошли Ватанабэ Нобору (Синто мунэн-рю кэндзюцу),
Сибаэ Умпатиро (Синто мунэн-рю кэндзюцу), Михаси Канъитиро (Мусаси-рю
кэндзюцу), Токуно Кансиро (Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу), Сакабэ Дайсаку (Кёсин мёти
рю кэндзюцу), Нэгиси Сингоро (Синто мунэн-рю кэндзюцу), Абэ Мориэ (Дзикисинкагэ
рю кэндзюцу) и ряд других специалистов. Однако этот комплекс не смог завоевать
популярности и не получил большого распространения.
Поэтому для разработки нового стандартного Ката кэндо Великой Японии (Дай
Ниппон кэндо ката) в мае 1910 г. была собрана новая комиссия. В нее вошли Нэгиси
Сингоро (Синто мунэн-рю кэндзюцу), Цудзи Симпэй (Сингёто-рю кэндзюцу), Найто
Такахару (Хокусин итто-рю кэндзюцу), Монна Масаси (Хокусин итто-рю кэндзюцу) и
Такано Сасабуро ( Оно-ха итто-рю кэндзюцу), которые были назначены
сопредседателями комиссии, а также Синкаи Тадаацу (Тамия-рю иайдзюцу), Вада
Дэн (Синкагэ-рю кэндзюцу), Сибаэ Умпатиро (Синто мунэн-рю кэндзюцу), Ватанабэ
Кунихару, Кимура Сикихидэ, Ота Ярю, Яно Кацудзиро, Сибата Мориэ, Накаяма
Хакудо, Такахаси Кютаро, Танака Ацуси, Одзава Итиро, Хосино Сэндзо, Косэки
Норимаса, Уэмура Нобуо, Ниномия Хисаси, Каваса
После долгой и трудной работы эта комиссия, в конце концов, представила 16
октября 1912 г. Стандартное ката кэндо в составе 7 ката с длинным мечом тати и 3 –
с коротким кодати. Но и после этого у представителей различных школ кэндзюцу
возникали вопросы о эффективности тех, или иных технических приёмов. Поэтому
Дай Ниппон Бутоку кай было вынуждено создать новую комиссию для внесения
исправлений в уже утвержденное Стандартное ката кэндо. В нее вошли 12
специалистов: Найто Такахару (Хокусин итто-рю кэндзюцу), Такано Сасабуро (Оно-ха
итто-рю кэндзюцу), Монна Масаси (Хокусин итто-рю кэндзюцу), Тода Мару, Ниномия
Хисаси, Такахаси Кютаро, Яно Кацудзиро, Кавасаки Дзэндзабуро, Асано Кадзуёси,
Накаяма Хакудо, Косэки Норимаса и Ватанабэ Кунихару. В мае 1917 г. комиссия
представила исправленный варианта Сэйтэй кэндо-но ката, а в сентябре
опубликовала его, снабдив комментарием. Но и на этом работа по
совершенствованию комплекса не завершилась.
Окончательный вариант Ката кэндо Великой Японии был принят только в сентябре
1933 г. К его публикации также прилагался подробный комментарий. Такой долгий
процесс работы над комплексом всего из десяти приемов был связан с тем, что,
поскольку ката, как считают японские мастера, выражают истинную сущность школы,
то все школы - рю твердо отстаивали свои позиции, стараясь «протолкнуть» именно
свой вариант. Потому-то и потребовалось целых 28 лет работы, чтобы прийти к
общему решению.
Более быстро и гладко прошла работа по созданию Стандартного ката
дзюдзюцу (дзюдо) (ката рандори – т.е. вольных схваток). Историки связывают это с
именем председателя комиссии, основателя Кодокан дзюдо Кано Дзигоро, который,
являясь выдающимся человеком как по своему мастерству, так и по личностным
качествам и образованию, смог построить работу так, что большая часть пожеланий
представителей разных школ была учтена практически сразу.
Помимо Кано Дзигоро, в комиссию по разработке Ката дзюдо Великой Японии в
качестве его заместителей вошли Тоцука Хидэми (Ёсин ко-рю) и Хосино Кумон
(Ситэн-рю тайдзюцу), а также Танабэ Матаэмон (Фусэн-рю), Хирацука Кацута (Ёсин
рю), Такэно Сикатаро (Такэноути-рю), Имаи Юкитаро (Такэноути-рю), Осима
Хикосабуро (Такэноути-рю), Катаяма Такаёси (Ёсин-рю), Сэкигути Дзюсин (Сэкигути
рю), Цуки Сигэёси (Сэкигути-рю), Аоянаги Кихэй (Сосуйсицу-рю), Яно Хироцугу
(Такэноути санто-рю), Эгути Ядзо (Кюсин-рю), Кавано Итидзи (Синто Хокусо-рю), Ёда
Итидзи (Хёси-рю), Инадзу Масамицу (Миура-рю), Ямасита Ёсиаки (Кодокан), Ёкояма
Сакудзиро (Тэндзин синъё-рю, Кодокан), Исогаи Хадзимэ (Кодокан), Нагаока
Хидэкадзу (Кодокан), Сато Хокэн (Кодокан). Итогом работы комиссии стало создание
двух комплексов: Нагэ-но ката (Ката бросков) и Катамэ-но ката (Ката удержаний).
Созданные Дай Ниппон Бутокукай стандартные ката кэндо и дзюдо получили
известность под названиями «Бутоку кай рю» - «Школа Общества Воинской
Добродетели» или «Бутоку рю» - «Школа Воинской Добродетели». Большинство
школ кэндзюцу и дзюдзюцу признали их, но было немало и таких, которые
совершенно не приняли эти ката.
Ко времени вступления Японии во Вторую мировую войну численность членов
Дай Ниппон Бутоку кай заметно выросла. Общество представляло собой мощную и
слаженную организационную структуру. Однако после поражения Японии
популярность и влиятельность Дай Ниппон Бутоку кай сыграли с ним злую шутку.
Как известно, американская военная администрация с подозрением относилась к
культу боевых искусств, вполне справедливо на тот момент увязывая его с
милитаристской трактовкой Бусидо – концепции Духа воина, использовавшейся
пропагандистами в целях активизации националистических настроений в обществе.
Лишь наиболее глубокие исследователи японского характера, такие как Рут
Бенедикт, связывали философию Общества с особенностями японской психологии и
культуры, наиболее ярко проявляющимися в экстремальных ситуациях военного
времени: «Общество физической культуры Дай Ниппон предлагало в радиопередаче
физические упражнения для согревания тела, которые заменили бы не только
обогревательные приборы и постель, но и стали бы своеобразной подменой столь
недостающей для поддержания нормальных физических сил еды. «Конечно, кто-то
скажет, что при сегодняшней нехватке продовольствия мы не можем думать о
физических упражнениях. Нет! Чем больше не хватает пищи, тем усерднее мы
должны укреплять наши физические силы другими средствами» 3. Естественно
поэтому, что командование американских оккупационных сил в 1945 году запретило
преподавание дзюдо и кэндо в учебных заведениях (что, кстати говоря, повлекло
рост популярности каратэ, оказавшегося вне запрета), прекратило деятельность Дай
Ниппон Бутокукай и конфисковала его имущество.