Клуб Боевого Каратэ"Северный Путь"
Дай Ниппон Бутокукай
Изображение
Дай Ниппон Бутокукай, также Дай-Ниппон Бутоку-кай, Дай Ниппон Бутоку кай (大日本武徳会 — Общество воинской добродетели великой Японии) — японская общественная организация, созданная мастерами боевых искусств (будо) в 1895 г. в Киото, при синтоистском святилище Хэйан-дзингу для сохранения традиций обучения и преподавания будо, а также для пропаганды истинного духа японских воинских искусств. Стала своеобразным элитарным орденом мастеров будо, членство в котором могло передаваться по наследству, и главой которого традиционно является один из членов императорской фамилии.


Изображение
Среди основателей Дай Ниппон Бутокукай были практически все крупные мастера единоборств Японии, самым известным из которых сегодня остается создатель Кодокан дзюдо доктор Кано Дзигоро. Под его руководством, а также под руководством его коллег — мастеров других видов единоборств, были созданы формальные комплексы — ката по дзюдо и кэндо, учреждена Специальная школа будо — Будо сэммон гакко, указанные виды единоборств были включены в программу общеобразовательных школ Японии, и даже утверждена специальная форма для занятий дзюдо — дзюдоги.

К началу Второй мировой войны Дай Ниппон Бутокукай имело огромный авторитет и определяющее значение для развития будо, утверждая или не утверждая новые стили (так, например, каратэ и айкидо «увидели свет» только после принятия соответствующего решения этой организации), проводя аттестации и организуя подготовку тренеров (к 1941 г. в Японии насчитывалось более 3 млн «чёрных поясов», прошедших аттестацию в Бутокудэн — главном тренировочном центре Дай Ниппон Бутокукай в Киото).
Изображение
В 1945 г. Дай Ниппон Бутокукай был распущен, как организация, тесно связанная с воспитанием и пропагандой милитаристского духа. Однако уже в 1952 г. Дай Ниппон Бутокукай возродился в новом качестве и с тех пор проводит активную деятельность по исследованию, преподаванию и сохранению традиций будо в Японии. Штаб-квартира организации была перенеса в буддийский монастырь Сёрэн-ин, настоятель которого — дядя правящего императора Акихито принц Хигасифусими Дзиго стал президентом БК. С 1992 г. функционирует Международный департамент ДНБК, главой которого сразу же был назначен выдающийся мастер боевых искусств, профессор университета Доминион (США) Хамада Тэссин. С 1998 г. ДНБК проводит не только всеяпонские, но и международные Фестивали воинской добродетели — Бутокусай, на которых сотни членов организации из десятков стран демонстрируют своё владение разными видами японских будо, проходят семинары и специальные тренинги под руководством легендарных японских мастеров. С 2002 г. в этих мероприятиях принимает участие российская делегация, которую возглавляет официальный представитель организации в России кёси (наставник воинов — один из высших титулов Дай Ниппон Бутокукай) Александр Дмитриевич Арабаджиев. Его стилевая школа — Кёдзицу Дзиссэн будо — внесена в реестр школ и стилей Дай Ниппон Бутокукай.

Изображение
Изображение

Краткая история Дай Ниппон Бутоку кай – Общества Воинской добродетели
Великой Японии


Воинская добродетель Бутоку тяжела, как гора. Слава и выгоды невесомы, как пух

Существование мощного военного сословия Буси самурай 武士侍(класс воинов) было
признано правящей аристократией Японии в VIII веке в целях укрепления границ их
феодальных поместий. Высокой властью Императора Канму (Канму -тэнно) 桓武天皇 в
794 г. н. э. в Киото был основан Бутоку Дэн (Храм Боевой Доблести) с тем, чтобы
развивать боевое рыцарское искусство и оттачивать военное мастерство. Известно,
что 5 мая 818 г. н. э. по высокому приказу императора Сага была проведена
церемония Ябусамэ (流鏑馬) - конные лучники в честь воинских традиций, с тем,
чтобы укрепить высокую власть его императорского величества в Бутоку Дэн武徳殿,
расположенного неподалеку от Хэйан дзингу(平安神宮) в Киото. С тех пор и на
протяжении всей истории Японии Бутоку Дэн в Киото, являлся главным центром
обучения всем видам боевых искусств. С конца XI века усиление класса воинов,
обладавших высокоразвитыми навыками ведения боя, явилось доминирующим
фактором, определившим ход японской истории. Их называли Буси 武士 (Класс
Воинов), а Самураи 侍 были одной из групп этого класса, служившей в основном
благородному сословию. Они обучались Тачиути 太刀打ち (Искусство боя с мечом),
Содзюцу 槍 術 (Искусство боя с копьем), Нагинатадзюцу 長刀術(Искусство боя с
алебардой), Кюба но мити 弓馬の道(Искусство конного лучника), а также другим
известным способам ведения боя.

С тех пор и на протяжении всей истории Японии Бутоку Дэн в Киото, являлся
главным центром обучения всем видам боевых искусств.
С конца XI века усиление класса воинов, обладавших высокоразвитыми
навыками ведения боя, явилось доминирующим фактором, определившим ход
японской истории. Их называли Буси 武士 (Класс Воинов), а Самураи (侍) были
одной из групп этого класса, служившей в основном благородному сословию. Они
обучались Татиути (太刀打ち) - искусство боя с мечом, содзюцу (槍 術) -
искусство боя с копьем, нагинатадзюцу (長刀術) - искусство боя с алебардой, кюба
но Мити(弓馬の道) - искусство конного лучника, а также другим известным
способам ведения боя. В феодальной Японии конца XIV в. — начала XIX в.
самураи развивали комплексные формы боевых искусств сого будзюцу с
использованием разного рода оружия, доспехов и различных боевых
принадлежностей. Широкое распространение получили Рюха будзюцу (流派武術) –
профильные школы боевых искусств, развивавшие свои собственные уникальные
боевые стратегии, методы, теории и прикладные методики. Самураи, будучи
правящей аристократией, в силу их профессионального и пожизненного
призвания, посвятили свои жизни развитию боевых навыков высшего порядка и
служению культу военной доблести. В Японии XV – начала XVII вв. в период
внутренних военных конфликтов, Сэнгоку Дзидай (戦国時代) - период
сражающихся провинций с 1467 по 1568 год, получили развитие комплексные
системы Хэйхо (兵法) - боевой стратегии. В решающей битве под Сэкигахара
(Сэкигахара-но-татакай) (関ヶ原町) в сентябре 1600 года н. э. военный клан
Токугава(徳川) уничтожил союзные войска Тоётоми (豐臣秀吉) и в Эдо, было
установлено правление Бакуфу (幕府).
При правлении Бакуфу японский класс воинов верно поддерживал
традиционный порядок боевой дисциплины, пребывая в состоянии постоянной
боевой готовности на протяжении двухсот шестидесяти лет. Известно, что Буси
считались не только высшим слоем элиты общества, они также являлись
эталоном морального превосходства, неукоснительно следуя законам кодекса
этики Бусидо. В заповедях Бусидо(武士道) - путь воина, подчеркнутое внимание
уделялось полному подчинению кодексу поведения и образу жизни, основанному
на добродетелях чести, верности, отваги, ответственности, сыновнего почтения,
самопожертвования, единения, дисциплины, сочувствия и несравнимого боевого
духа.
С таким установленным свыше способом мышления
Буси
совершенствовали искусство боя с мечом и другие известные военные
дисциплины. В период правления Токугава и до середины 1800 года н. э.,
возникли и получили распространение множество различных школ боевых
искусств, созданных на основе рюги-будзюцу (流儀武術) заявлявших о своем
превосходстве в боевой доблести. С прекращением войн самураи превратились
в класс, функциональное существование которого, не могло быть оправдано
потребностями времени или ситуации. Многие мыслители того периода, такие как
Ямага Соко, были обеспокоены привилегированным существованием класса
воинов в обществе, которое уже не знало войн.
Ямага Соко(山鹿素行), влиятельный философ периода Гэнроку(元禄)1688-1704,
основатель школы военной стратегии Ямага-рю(山鹿流), являлся учеником Хаяси
Разан(林羅山), японского философа нео-конфуцианского толка, который был
советником первых трёх сёгунов Такугава. Именно Ямага Соко принадлежит
первое изложение идей, впоследствии получивших известность как бусидо(武士道) -путь война. И именно он явился вдохновителем мести сорока семи ренинов во
главе Оиси Ёсио(大石良雄), который являлся его учеником. Ямага Соко писал:
«Самурай потребляет пищу, не выращивая ее, использует утварь, не
изготавливая ее, получает доход, не покупая и не продавая. Чем оправдать все
это? Самурай ничего не выращивает и не производит, он также не занимается
торговлей, но не может быть, чтобы у него не было совершенно никаких функций».
По мнению Ямага Соко, самурай более не должен быть лишь воином. У него
более высокое предназначение: он должен служить образцом добродетели и
символом всей нации. Такое понимание роли самурайского сословия повлекло за
собой значительные изменения в сущности воинских искусств, воплотившиеся в
оформлении нового типа – будо.
Правление правительства Токугава бакуфу подошло к своему официальному
концу 9 ноября 1867 года когда 15-й сёгун Токугава, Токугава Ёсинобу, "передал
свои полномочия в распоряжение Императора" и через 10 дней после этого подал
в отставку. Этот государственный переворот и последовавшие за ним пре
образования по названию годов правления императора Муцухито получили
название Мэйдзи-исин - «Реставрация годов Мэйдзи» (明治維新). Вскоре после
этого, в январе 1868 началась Война Босин(戊辰戦争), Босин Сэнсо.
В битве Тоба Фусими(鳥羽・ 伏見の戦い) армия кланов Сацума и Тоса, которую
возглавлял Сайго Такамори(西郷 隆盛)одержала победу над 15 тысячной армией
бывшего сёгуна, что в конечном итоге привело к капитуляции Эдо в мае 1868 года
и позволило императору лишить Ёсинобу всей власти. Война закончилась в мае
1869 года, осадой крепости Горёкаку(五稜郭) в Хокодатэ на острове Хоккайдо.
Поражение армий бывшего сёгуна, возглавляемых одним из руководителей
специальных полицейских сил сёгуната Синсэнгуми (新選組), Хиджикато Тосизо
(土方歳三), положило конец периоду Реставрации Мэйдзи. Со всеми вызовами
власти и правлению императора было покончено.

В результате буржуазной революции Мэйдзи-исин рухнуло трёхсотлетнее правление
сёгунов Токугава, завершилась эра господство самурайского сословия. Указом 1871
года было объявлено о роспуске самурайских дружин и отмене их сословных
привилегий. Отныне самураи становились рядовыми гражданами, не имеющими
никаких исключительных прав.
Сломив вооруженное сопротивление сторонников сёгуната, новое правительство
приступило к проведению широкомасштабных преобразований, в ходе которых, были
упразднены многие феодальные институты, особенно те, которые наследственное
право ставили выше личных заслуг. В результате реформ были конфискованы и
упразднены феодальные княжества и взамен них введены префектуры,
провозглашено формальное равенство сословий, японские государственные
институты были реорганизованы на западный лад, была введена централизованная
финансовая система, созданы новые промышленные предприятия, использующие
западные технологии, введена всеобщая воинская повинность, лишившая самураев
привилегий элиты общества. Это было время, перелома в общественном сознании,
когда умонастроение наиболее прогрессивного общества было направленно против
традиционных институтов, обычаев и верований, сотни лет регламентирующих жизнь
Японии.
Самураи окончательно деклассировались, все виды военного искусства, в том числе
и дзю-дзюцу пришли в упадок. Наставники воинских искусств, отказывались брать
учеников, не видя в этом никакого смысла, боевыми искусствами занимались
буквально единицы, вызывая этим всеобщее неодобрение. Необходима была
реорганизация существующих систем боевых искусств, с целью подъёма
национального самосознания и построения соответствующей идеологии, доступной
пониманию общества периода Мэйдзи.
Все эти изменения нанесли серьезнейший и едва ли не смертельный удар по
традиционным боевым искусствам. Если ранее они являлись обязательным
элементом образования каждого самурая, то теперь, с упразднением самурайского
сословия, будзюцу лишились своей социальной базы.
Это было время, когда прославленным в прошлом наставникам воинских искусств,
чтобы не умереть с голода, приходилось устраивать публичные демонстрационные
состязания по боевым искусствам. Первую такую демонстрацию организовал и провел
в токийском районе Асакуса в 1873 г. вместе с группой своих учеников один из
крупнейших мастеров меча того времени, лицензированный наставник школы
Дзикисинкагэ-рю Сакакибара Кэнкити (榊原鍵吉). Под его руководством лучшие
фехтовальщики Токио стали демонстрировать свое умение у ворот знаменитого храма
Сэнсодзи на набережной Саэмон, и вскоре такая практика стал традицией.

В 1894 г. в Корею находящуюся в вассальной зависимости от Китая, по просьбе
ее правительства был отправлен отряд китайских войск для помощи в подавлении
крестьянских волнений тонхаков. Япония, так же как и Китай, обещавшая по
Тяньцзинскому договору 1885 г не вводить войска в Корею, немедленно отправила
туда и свои силы, а затем потребовала от короля Кореи немедленного проведения
ряда политических реформ, итогом которых должно было стать установление не
китайского, а японского контроля над полуостровом. На случай несогласия
корейского правительства 23 июля японские войска произвели переворот в столице
Кореи. Новое правительство Кореи, как от него и ожидалось, немедленно обратилось
к Японии с просьбой освободить полуостров от присутствия китайских войск.
Япония 1 августа объявила Китаю войну. Началась Японо-китайская война
(Ниссин сэнсо 日清戦争 1894-1895). Японо-китайская война явилась важной вехой в
развитии Японии. Кроме позиционирования Японии в мировой политике, как
государства, с которым нужно считаться, война создала в стране благоприятную
среду для роста националистических настроений и как следствие, пробуждения
интереса к возрождению будзюцу.
В апреле следующего, 1895 г. в Симоносэки был заключен мирный договор
между Китаем и Японией на весьма выгодных для Страны Восходящего Солнца,
одержавшей полную победу в войне, условиях. В это время в Киото прошли
масштабные показательные выступления мастеров различных боевых искусств со
всей страны. Эти показательные выступления явились удобным поводом для
создания Ассоциации воинской добродетели Великой Японии – Дай Ниппон
Бутокукай (大日本武徳会), которая в основу своей деятельности ставила
реорганизацию и пропаганду существующих систем боевых искусств, с целью
подъёма национального самосознания и построения соответствующей идеологии.
В 1895 г. праздновалось 1100-летие переноса столицы в город Хэйан (Киото). В
память о правлении основателя Хэйана великого императора Камму было решено
построить в Киото Бутокудэн – Зал воинской добродетели - по примеру одноименного
древнего зала, располагавшегося на территории императорского дворца.
Воспользовавшись этим событием, 17 апреля 1895 года, в рамках Министерства
Образования и по поручению императора Мэйдзи, выдающимися наставниками
боевых искусств, а также ведущими социально-политическими деятелями этого
критического для истории страны периода, в Киото была основана Ассоциация
воинской добродетели великой Японии – Дай Ниппон Бутокукай.
Она стала первым в Японии официальным учреждением в сфере боевых
искусств, санкционированным национальным правительством, с тем, чтобы
укреплять, внедрять, стандартизировать все системы традиционных боевых искусств.
В декларации посвящённой созданию Ассоциации воинской добродетели
великой Японии,
говорилось: «В апреле 1895 г. в ознаменование 1100-летия
переноса столицы в Хэйан(平安), ныне Киото(京都) выражает восхищение доблестью
императорского дома, организует священное празднество, восстанавливает Дворец
Великого Предела и празднует знаменательную годовщину.
Стремясь к
объединению единомышленников со всей страны, мы основали Ассоциацию
воинской доблести Великой Японии, Дай Ниппон Бутокукай. В пределах святилища
Хэйан-дзингу(平安神宮) построим Бутокудэн(武徳殿) по образцу древнего Павильона
воинской доблести. Будем ежегодно в обязательном порядке собирать
единомышленников и совершать церемонии в честь богов и демонстрировать для их
удовольствия свою воинскую доблесть и будем трудиться на благо нашей родины».
В основе философской доктрины Дай Ниппон Бутокукай лежала парадигма
Бутоку (武徳) – в которой постижении добродетели, велось через глубокое познание
боевого искусства и напряженные тренировки, а также воспитывался правильный
подход и становление должной системы ценностей, которые бы соответствовали
идеалу всесторонне развитой личности Бунбу рёдо(文武両道) в которой бы гармонично
соединялись "гражданское" и "военное" начало.

Согласно идеалу традиции бу-дзюцу, мастер должен быть целостной личностью,
гармонично сочетающей в себе высокие морально-этические качества и воинское
мастерство. Ибо там, где отсутствует мораль, сила легко превращается в насилие.
Поэтому идеальный с точки зрения канона бугэй мастер, должен понимать пользу,
которую он приносит своим мечом.
Указом Императора Мэйдзи, первым главой Дай Ниппон Бутокукай был назначен
Генерал Императорской армии, принц Комацу-но мия Акихито(小松宮彰仁親王 1846
1903) известный также как принц Хигаси Фусими Ёсиаки, великолепный памятник

Президентом Ассоциации стал Ватанабэ Тиаки, губернатор столичной префектуры
Киото, а вице-президентом – Мибу Мотои, настоятель храма Хэйан-дзингу , на
территории которого был основан новый Бутокудэн и где и располагалась штаб
квартира (хонбу) Дай Ниппон Бутоку Кай.
В разделе «Общие положения» Устава Общества Воинской Добродетели
Великой Японии определялось организация проведение нижеследующих
мероприятий: - Ежегодный праздник (мацури) - Бутоку-сай; - Во время праздника Бутоку необходимо всем членам Дай Ниппон Бутоку Кай
распространять информацию о Бутоку среди людей и разъяснять её, тем самым
увековечивая Бутоку; - Кроме того, необходимо содействовать учреждению различных будзё (мест, где
можно объяснять и учиться будзюцу) а также преподавать будо; - Даже если некоторые виды будзюцу не имеют применения в наши дни, мы должны
принять меры по их сохранению; - Создание оружейных залов (букиго) и коллекционирование древних и современных
видов оружия Японии и других стран.
Призывы
использовать воинские искусства для физического развития и
оздоровления нации, нашли широкий отклик не только у сторонников боевых
искусств, но и у прогрессивно настроенной интеллигенции, вооружённых силах и
полиции.

Тогда же была определена основа философской доктрины Дай Ниппон Бутоку
кай, которая практически не изменилась с тех времен до наших дней. Ею стало
осознание и следование парадигме Бутоку – Воинской Добродетели, под которой
традиционно понимается процесс (Путь – До) постижении добродетели через
глубокое познание боевого искусства и напряженные тренировки, а также воспитание
правильного подхода и становление должной системы ценностей, которые
соответствовали бы идеалу всесторонне развитой личности, гармонично сочетающей
"гражданское" и "военное" начала по принципу «Бунбу рёдо» - «Кисть и меч едины».
Официальные торжества по празднованию 1100-летия переноса столицы в Хэйан
кё проходили в Киото с 22 по 24 октября 1895 г., но различные праздничные
мероприятия, посвященные этой дате, продолжались вплоть до конца ноября.
Первый в современной истории фестиваль боевых искусств – Бутоку Сай был открыт
25 ноября, после чего демонстрации различных боевых искусств проходили на
протяжении еще трех дней. В первом фестивале приняли участие около тысячи
мастеров бугэй со всей страны. Прошли демонстрации кэндзюцу, дзюдзюцу, содзюцу,
кюдзюцу и т.д., а также соревнования по кэндзюцу и дзюдзюцу.
Строительство нового здания Бутокудэн было завершен в 1899 году. Являясь
центральным хонбу Дай Ниппон Бутоку кай, Бутокудэн скоро привлек наиболее
известных мастеров боевых искусств со всей страны. Практически сразу после него
открытия там начали проходить Фестивали Бутоку. Традиция проводить Бутоку Сай
каждый год в апреле-мае именно в Бутокудэн началась как раз тогда – во время
проведения 4-го всеяпонского фестиваля, но и другие массовые показательные
выступления и семинары по будзюцу считались наиболее престижными, если
проводились в Бутокудэн К
Одновременно в целях увековечивания заслуг наиболее выдающихся мастеров
боевых искусств, глубоко понимающих суть Бутоку, а также для их поощрения в этот
же период были введены два вида медалей за заслуги перед Дай Ниппон Бутоку кай: - Юкосё («Медаль за великие дела»). Ею награждались те члены Общества, которые
самым активным образом послужили развитию Будо или внесли существенный вклад
в развитие Дай Ниппон Бутоку кай. -
Сёдзё («Медаль за выдающиеся успехи») была предназначены для тех членов
Общества, которые достигли высоких умений в будзюцу. В статуте этих медалей
было особо оговорено, что о тех членах Обществаи, которые были награждены
Юкосё или Сёдзё, будут написаны их биографии, излагающие доблестные деяния,
затем эти биографии будут помещены в Бутокудэн и сохранены для грядущих
поколений. С июня 1901 года Дай Ниппон Бутоку кай стал присваивать почетные
звания мастерам Будо, для чего была учреждена система из трех ступеней: - сэйрэндзё – «свидетельстве о закалке» (сэйрэн – выплавление, закалка»); позднее
этот ранг был заменен на рэнси – «тренирующийся, закаляющийся воин».
– кёси – «наставник воинов».
– ханси - служащий образцом, «образцовый муж».

Звание кёси присуждалось за особые достижения в преподавании будо, а для
получения более высокого звания ханси претендент, помимо всего прочего, должен
был достичь и определенного возраста. В наше время титула ханси Бутоку кай
можно удостоиться только по достижению 55 лет.
На рубеже XIX-XX Дай Ниппон Бутоку кай возглавляли ведущие представители
воинских искусств и принципов. Например, Найто Такахару, мастер боя на мечах
школы Хокусин Итто-Рю, знаменитой своим воинским духом, был избран верховным
наставником секции кэндо. Исогаи Хадзимэ, выдающийся представитель Кодокан
дзюдо, возглавил центр преподавания дзюдо, как только тот был открыт при Дай
Ниппон Бутоку кай. Во многом благодаря энергии и инициативе этих людей под
руководством Дай Ниппон Бутоку кай по всей стране активизировалось движение по
возрождению будзюцу. Важнейшей задачей дня стала подготовка
квалифицированных инструкторов, которые могли бы преподавать воинские
искусства на самом высоком уровне в региональных отделениях Общества. Главным
центром их обучения в начальный период деятельности Бутоку Кай явилась Школа
обучения преподавателей будзюцу – Будзюцу кёин ёсэйдзё(武術教員養成所), которая
была основана в октябре 1905 года.
Диплом об успешном окончании школы вручали тем выпускникам, которые за
период обучения, продолжавшийся от одного до трех лет, получали не менее 4-го
разряда (ёнкю). Учащиеся школы получали стипендию от штаб-квартиры Дай Ниппон
Бутоку Кай в размере 6 иен в месяц. Помимо двух ежедневных двухчасовых занятий
по будзюцу, учащиеся должны были пройти курсы японского языка, камбун -
китайского старописьменного языка, использовавшегося для записи японских текстов
в средневековье, географии, истории, математики и английского языка.
К 1906 году были открыты 39 отделений Бутоку кай в различных регионах
Японии. Каждое из отделений по примеру киотосской штаб-квартиры, строило свой
Дворец воинской добродетели и организовывало в нем семинары и фестивали
боевых искусств. В мае 1908 года Дай Ниппон Бутоку кай было реорганизовано и
получило статус юридического лица. При этом его устав подвергся серьезной
переработке. В частности, были учреждены Исполнительный комитет (Ридзикай) и
Комитет постоянных членов (Дзёгиинкай), упорядочена система региональных
представительств.
В июле 1912 г. школа Будзюцу кёин ёсэйдзё была закрыта, но ее выпускники еще
долго оказывали серьезное влияние на возрождение и развитие будо. Например,
трое из 27 фехтовальщиков, прошедших курс обучения по кэндзюцу в Будзюцу кёин
ёсэйдзё в послевоенный период были удостоены Всеяпонской федерацией кэндо
звания ханси и степени 10-й дан – высшей степени в кэндо.

После закрытия школы Будзюцу кёин ёсэйдзё ее заменило новое учебное заведение
Будо сэммон гакко (武道専門学校) - Специальная школа будо, которая была основана
18 сентября 1912 года. По рекомендации ведущих японских деятелей просвещения, в
том числе хорошо известного и в Японии и за ее пределами писателя и
пропагандиста Нитобэ Инадзо (1862-1933), автора знаменитого трактата «Бусидо.
Дух Японии»2, в котором излагались основополагающие принципы традиционной
японской морали и этики, эта школа была задумана как полный пансионат,
построенный по модели английской школы Итон. Планировалось, что в школе будет
два отделения – отделение среднего образования и педагогическое. Для
поступления в школу абитуриент должен был иметь аттестат об окончании средней
школы. Срок обучения был установлен в 3 года, на протяжении которых все студенты
были обязаны жить в школьном общежитии. Студенты (на первый курс Будо сэммон
гакко поступило 22 человека) были освобождены от оплаты и обучения, и
проживания в общежитии и вносили небольшую сумму лишь за питание.
С 1921 г. выпускникам школы начали присваивать звание «будо гакуси» - «бакалавр
будо».
К 1930 г. в Национальном правительственном протоколе по боевым искусствам было
отмечено более двух с половиной миллионов обладателей черных поясов и более
двухсот пятнадцати тысяч экспертов высокого ранга по восьми основным
направлениям боевых искусств. Продолжалась и традиция проведений Бутоку Сай.
Самым масштабным и последним в истории предвоенного Дай Ниппон Бутоку кай
стал фестиваль 1940 г., посвященный празднованию 2600-летия основания японской
империи и императорского дома – важнейшей дате постмэйдзийской и предвоенной
истории Японии. В официальных соревнованиях и показательных выступлениях
фестиваля приняло участие больше мастеров самых различных будо, чем за всю его
предыдущую историю. На этом Бутоку Сай было впервые продемонстрировано и
каратэ: демонстрацию выполняли сразу несколько групп, которые впервые выступили
в качестве школ японских будо, имеющих свои официальные названия и программы.
Вообще, стоит особо отметить, что непререкаемый авторитет и особое
административное положение Общества были (и остаются сегодня!) столь высоки,
что любой новый стиль японских Будо, включая сюда многочисленные школы столь
модных у нас каратэдо и айкидо, получал «путевку в жизнь» только после
демонстрации в Бутокудэн и одобрения хонбу Дай Ниппон Бутоку кай.
За пятнадцать лет до этого, в 1925 году японский парламент утвердил проект
программы обязательного среднего образования, в которую были включены кэндо и
дзюдо. Со следующего года выпускникам Специальной школы будо, признавая
высокий уровень их образования, министерство просвещения решило без экзаменов
вручать диплом преподавателей средней школы по национальной и китайской
литературе, поэтому многие из них, направленные на работу в различные районы
страны, преподавали не только боевые искусства, но и указанные предметы. Их
высокий авторитет как разносторонне образованных людей, настоящих
интеллигентов немало способствовал распространению будо.
Большое значение для последующего развития японских боевых искусств имело
создание стандартных (сэйтэй) ката кэндо и дзюдо, Дай Ниппон Бутоку кай сыграло в
их создании важнейшую роль.
Ката должны были стать основой преподавания Будо в школах, и потому между
различными школами кэндзюцу и дзюдзюцу в период их разработки шла
ожесточенная борьба за право продвинуть свои варианты приемов, что открывало
широкие возможности распространения школы во всеяпонском масштабе. Примирить
все противоречия стоило огромного труда председателям комитетов по разработке
этих ката – Ватанабэ Нобору (кэндо) и Кано Дзигоро (дзюдо).
Первое стандартное Кэндо-но ката было разработано специальной комиссией Дай
Ниппон Бутоку кай, в которую вошли Ватанабэ Нобору (Синто мунэн-рю кэндзюцу),
Сибаэ Умпатиро (Синто мунэн-рю кэндзюцу), Михаси Канъитиро (Мусаси-рю
кэндзюцу), Токуно Кансиро (Дзикисинкагэ-рю кэндзюцу), Сакабэ Дайсаку (Кёсин мёти
рю кэндзюцу), Нэгиси Сингоро (Синто мунэн-рю кэндзюцу), Абэ Мориэ (Дзикисинкагэ
рю кэндзюцу) и ряд других специалистов. Однако этот комплекс не смог завоевать
популярности и не получил большого распространения.
Поэтому для разработки нового стандартного Ката кэндо Великой Японии (Дай
Ниппон кэндо ката) в мае 1910 г. была собрана новая комиссия. В нее вошли Нэгиси
Сингоро (Синто мунэн-рю кэндзюцу), Цудзи Симпэй (Сингёто-рю кэндзюцу), Найто
Такахару (Хокусин итто-рю кэндзюцу), Монна Масаси (Хокусин итто-рю кэндзюцу) и
Такано Сасабуро ( Оно-ха итто-рю кэндзюцу), которые были назначены
сопредседателями комиссии, а также Синкаи Тадаацу (Тамия-рю иайдзюцу), Вада
Дэн (Синкагэ-рю кэндзюцу), Сибаэ Умпатиро (Синто мунэн-рю кэндзюцу), Ватанабэ
Кунихару, Кимура Сикихидэ, Ота Ярю, Яно Кацудзиро, Сибата Мориэ, Накаяма
Хакудо, Такахаси Кютаро, Танака Ацуси, Одзава Итиро, Хосино Сэндзо, Косэки
Норимаса, Уэмура Нобуо, Ниномия Хисаси, Каваса

После долгой и трудной работы эта комиссия, в конце концов, представила 16
октября 1912 г. Стандартное ката кэндо в составе 7 ката с длинным мечом тати и 3 –
с коротким кодати. Но и после этого у представителей различных школ кэндзюцу
возникали вопросы о эффективности тех, или иных технических приёмов. Поэтому
Дай Ниппон Бутоку кай было вынуждено создать новую комиссию для внесения
исправлений в уже утвержденное Стандартное ката кэндо. В нее вошли 12
специалистов: Найто Такахару (Хокусин итто-рю кэндзюцу), Такано Сасабуро (Оно-ха
итто-рю кэндзюцу), Монна Масаси (Хокусин итто-рю кэндзюцу), Тода Мару, Ниномия
Хисаси, Такахаси Кютаро, Яно Кацудзиро, Кавасаки Дзэндзабуро, Асано Кадзуёси,
Накаяма Хакудо, Косэки Норимаса и Ватанабэ Кунихару. В мае 1917 г. комиссия
представила исправленный варианта Сэйтэй кэндо-но ката, а в сентябре
опубликовала его, снабдив комментарием. Но и на этом работа по
совершенствованию комплекса не завершилась.
Окончательный вариант Ката кэндо Великой Японии был принят только в сентябре
1933 г. К его публикации также прилагался подробный комментарий. Такой долгий
процесс работы над комплексом всего из десяти приемов был связан с тем, что,
поскольку ката, как считают японские мастера, выражают истинную сущность школы,
то все школы - рю твердо отстаивали свои позиции, стараясь «протолкнуть» именно
свой вариант. Потому-то и потребовалось целых 28 лет работы, чтобы прийти к
общему решению.
Более быстро и гладко прошла работа по созданию Стандартного ката
дзюдзюцу (дзюдо) (ката рандори – т.е. вольных схваток). Историки связывают это с
именем председателя комиссии, основателя Кодокан дзюдо Кано Дзигоро, который,
являясь выдающимся человеком как по своему мастерству, так и по личностным
качествам и образованию, смог построить работу так, что большая часть пожеланий
представителей разных школ была учтена практически сразу.
Помимо Кано Дзигоро, в комиссию по разработке Ката дзюдо Великой Японии в
качестве его заместителей вошли Тоцука Хидэми (Ёсин ко-рю) и Хосино Кумон
(Ситэн-рю тайдзюцу), а также Танабэ Матаэмон (Фусэн-рю), Хирацука Кацута (Ёсин
рю), Такэно Сикатаро (Такэноути-рю), Имаи Юкитаро (Такэноути-рю), Осима
Хикосабуро (Такэноути-рю), Катаяма Такаёси (Ёсин-рю), Сэкигути Дзюсин (Сэкигути
рю), Цуки Сигэёси (Сэкигути-рю), Аоянаги Кихэй (Сосуйсицу-рю), Яно Хироцугу
(Такэноути санто-рю), Эгути Ядзо (Кюсин-рю), Кавано Итидзи (Синто Хокусо-рю), Ёда
Итидзи (Хёси-рю), Инадзу Масамицу (Миура-рю), Ямасита Ёсиаки (Кодокан), Ёкояма
Сакудзиро (Тэндзин синъё-рю, Кодокан), Исогаи Хадзимэ (Кодокан), Нагаока
Хидэкадзу (Кодокан), Сато Хокэн (Кодокан). Итогом работы комиссии стало создание
двух комплексов: Нагэ-но ката (Ката бросков) и Катамэ-но ката (Ката удержаний).

Созданные Дай Ниппон Бутокукай стандартные ката кэндо и дзюдо получили
известность под названиями «Бутоку кай рю» - «Школа Общества Воинской
Добродетели» или «Бутоку рю» - «Школа Воинской Добродетели». Большинство
школ кэндзюцу и дзюдзюцу признали их, но было немало и таких, которые
совершенно не приняли эти ката.
Ко времени вступления Японии во Вторую мировую войну численность членов
Дай Ниппон Бутоку кай заметно выросла. Общество представляло собой мощную и
слаженную организационную структуру. Однако после поражения Японии
популярность и влиятельность Дай Ниппон Бутоку кай сыграли с ним злую шутку.
Как известно, американская военная администрация с подозрением относилась к
культу боевых искусств, вполне справедливо на тот момент увязывая его с
милитаристской трактовкой Бусидо – концепции Духа воина, использовавшейся
пропагандистами в целях активизации националистических настроений в обществе.
Лишь наиболее глубокие исследователи японского характера, такие как Рут
Бенедикт, связывали философию Общества с особенностями японской психологии и
культуры, наиболее ярко проявляющимися в экстремальных ситуациях военного
времени: «Общество физической культуры Дай Ниппон предлагало в радиопередаче
физические упражнения для согревания тела, которые заменили бы не только
обогревательные приборы и постель, но и стали бы своеобразной подменой столь
недостающей для поддержания нормальных физических сил еды. «Конечно, кто-то
скажет, что при сегодняшней нехватке продовольствия мы не можем думать о
физических упражнениях. Нет! Чем больше не хватает пищи, тем усерднее мы
должны укреплять наши физические силы другими средствами» 3. Естественно
поэтому, что командование американских оккупационных сил в 1945 году запретило
преподавание дзюдо и кэндо в учебных заведениях (что, кстати говоря, повлекло
рост популярности каратэ, оказавшегося вне запрета), прекратило деятельность Дай
Ниппон Бутокукай и конфисковала его имущество.
Запрет действовал недолго: американским аналитикам вскоре стало ясно, что в
соответствии с особенностями японской этнопсихологии, этот народ, потерпев
поражение в войне, способен быстро перестроить свое отношение ко многим,
казавшимся прежде ультранационалистическими, элементам своей культуры и готов
воспринимать их лишь как стержень национальной культуры, как часть
национального наследия, национального характера – без акцента на агрессивности и
одиозном национализме.
Уже 1953 году стал годом возрождения Дай Ниппон Бутоку кай (ДНБК). Конечно,
новая организация в идеологическом плане имела мало общего с Обществом
довоенного и, особенно, военного периода. Целями нового Бутоку кай были
провозглашены сохранение традиций классических воинских искусств и содействие
установлению мира во всем мире через практику Будо.
Духовным центром нового Дай Ниппон Бутоку кай стал находящийся неподалеку
от Хэйан-дзингу и Бутокудэн буддийский монастырь Сёрэн-ин, настоятелем которого
с периода Хэйан (794-1185) традиционно является один из членов императорской
семьи, и которым неизменно пользуется особым вниманием японской августейшей
фамилии.
Президентом возрождённого Дай Ниппон Бутоку кай также стал представитель
императорской семьи (брат покойной ныне супруги императора Хирохито –
императрицы Нагако, получившей после смерти мужа титул котайго), верховный
настоятель храма Сёрэн-ин( 青蓮院) в Киото принц Хигаси Фусими Дзиго, а
руководство Общества составили наставники традиционных воинских искусств
высшего уровня.

Большинство из них имели «старую закалку» - относились к школе еще довоенного
Бутокудэн, но здраво восприняли коррекцию японских традиций, произведенную
после войны, и стали выразителями идей нового Дай Ниппон Бутоку кай. В
разработанной ими программе развития Бутокукай особое внимание уделялось
сохранению традиций классических боевых искусств в понимании Будо как части
национальной культуры, восстановлению наследия японской военной культуры, а
также внедрению образования и воспитанию духа служения обществу путем
тренировок в боевых искусствах.
Очень скоро, по мере углубления мирового процесса интернационализации и
развития кросскультурных коммуникаций возникла необходимость адекватной
презентации истории Общества, сути и целей нового Дай Ниппон Бутоку кай для
мирового сообщества. Выполнение этой задачи легло на плечи одного из самых
молодых, но самых ярких и талантливых мастеров Дай Ниппон Бутоку кай Хамада
Тэссин (Хироюки), тогда доктора, а ныне профессора американского университета
Доминион (штат Вирджиния), сына ханси довоенного Дай Ниппон Бутокукай.
В 1965 г. ханси Хамада впервые перенес традиции Дай Ниппон Бутоку кай на
восточное побережье США. В 1972 г. по поручению вице-президента Дай Ниппон
Бутоку кай ханси Оно Кумао и совета директоров хонбу было создано первое
официальное подразделение за пределами территории Японии – в штате Вирджиния,
на восточном побережье США, а в 1985 г., после успешного выступления
представителей США на всеяпонском ежегодном фестивале Бутоку Сай в Киото, было объявлено об учреждении официального подразделения Дай Ниппон Бутоку
кай в США под управлением Хамада Тэссин.

Американские «пробы» оказались весьма успешными, и в 1992 г. совет ханси
хомбу учредил Международный департамент Дай Ниппон Бутоку кай (ДНБК МД).
Естественно, что возглавил его ханси Хамада Тэссин, видящий главную цель вновь
созданного подразделений в том, чтобы «нести дух Дай Ниппон Бутоку кай в
международное сообщество». После короткого организационного периода в 1992 г. в
Норфолке, штат Вирджиния, был проведен Первый Всеамериканский Бутокусай,
участие в котором приняли двадцать ханси Дай Ниппон Бутоку кай, а также ведущие
эксперты в области боевых искусств, специально приехавшие из хонбу и
продемонстрировавшие вершины своего мастерства. В 1994 г. в Лондоне,
Великобритания, был проведен первый официальный семинар-тренинг по боевым
искусствам, и совет хомбу, вдохновленный темпами развития будо в мире и уровнем
понимания парадигмы бутоку иностранными членами ДНБК МД, принял решение о
необходимости проведения международного фестиваля.
Первый Всемирный Бутоку Сай, участие в котором приняли более двухсот
пятидесяти обладателей черных поясов из десяти государств, был проведен в 1998 г.
США. На Фестиваль прибыла официальная делегации хомбу в составе двадцати
высших мастеров, возглавляемая президентом Общества – принцем Хигаси Фусими
Дзиго. Участники Бутоку Сай продемонстрировали перед членами делегации свои
умения в области кэндо, нагинатадзюцу, дзюдзюцу, иайдо, содзюцу, айкидо, каратэдо
и кобудо, определив, таким образом, основную программу будущих фестивалей.
Церемония проводилась в традиционном формате Дай Ниппон Бутоку кай, когда
акцент в происходящем делается на воспитание и демонстрацию духа единства,
чести и достоинства, присущих ведущему обществу боевых искусств.
В 2002 году Второй Всемирный Бутокусай прошел уже на родине Будо – в Киото,
в историческом здании Бутокудэн, а все сопровождающие праздник церемонии
культурно-религиозного характера были исполнены в святилище Хэйан-дзингу.
Церемония сопровождалась и ритуальным пуском двух стрел в традиции кюдо. Две
стрелы – особый символ Дай Ниппон Бутокукай, изображенный на эмблеме
Общества и присутствующий в разных видах на различных предметах, имеющих
отношение к ДНБК (например, на галстуках членов Общества). Интересно, что
существует два варианта объяснения такой символики. В соответствии с одним из
них, первая стрела отмечает все, что есть в настоящем, вторая – ведет в будущее.
Иной вариант объяснения не менее красив и одухотворен: первая стрела убивает все
зло настоящего, вторая – поражает зло будущего.
Для нас особенно важно, что во время проведения Второго Всемирного Бутоку
Сай впервые в истории в хомбу Дай Ниппон Бутоку кай в Киото наряду с флагами
других стран был поднят флаг России, и представители нашей страны по праву
заняли свое место в мировой элите воинских искусств. Представители российской
делегации сразу стали не только свидетелями, но участниками Фестиваля,
продемонстрировав владение техникой и понимание сути воинских искусств на
уровне, внушившем уважение всем присутствовавшим.
Тогда же была несколько усовершенствована современная классификация
боевых искусств, принятая в Дай Ниппон Бутоку кай. Сегодня она состоит из двух
секций: 1) кэндо; 2) кобудо (дзюдзюцудо, айкидо, каратэдо, иайдо, дзюкэндо, дзюдо,
нагинатадо, кюдо, дзёдо, содзюцудо, кобудо). Такая концепция является откровением
для многих любителей восточных единоборств во всем мире, в том числе и в нашей
стране, так как наглядно показывает некоторые нюансы «родственных связей»
различных видов Будо, и позволяет точно определить, например, что такое кобудо.
Успех Второго Всемирного Бутокусай позволил надеяться на хорошее
продолжение традиции, и эти надежды вполне оправдались. Третий Всемирный
Бутокусай прошел, как это было принято еще в XIX веке в конце апреля в Киото, в
Бутокудэн и собрал более 900 участников из 41 страны мира. Традиции были не
только сохранены, но и получили развитие, позволяющее надеяться, что
благородный Путь служения истинным идеалам воинских искусств будет продолжен.
В том числе – и в России, так как на Третьем Всемирном Бутокусай наша страна
снова была официально представлена новым, но уже завоевавшим признание и
уважение в alma mater Будо, синтетическим стилем – Кёдзицу Дзиссэн Будо
(дивизионы дзюдзюцу и иайдо, секция кобудо).

Философские концепции «Будо» и «Бутоку» в японских воинских искусствах
Когда в конце XIX века в результате Реставрации Мэйдзи было упразднено
самурайское сословие, древние воинские искусства - кобудзюцу оказались лишены
своей социальной базы, что привело к тому, что они стали восприниматься большей
частью японского общества как совершенно не нужные, а иногда и опасные,
пережитки. По мере усиления националистических настроений в Японии, изменения
отношения к будзюцу и роста влияния на японское общество западной культуры
возникла необходимость и пересмотра философской базы боевых искусств. Это
произошло практически одновременно с созданием Дай Ниппон Бутоку кай и
важнейшую роль в этом процесс сыграл глава секции дзюдо и создатель этого вида,
выдающийся педагог, пэр Японии, доктор Кано Дзигоро, во многих своих работах
обосновавший концепцию Воинского Пути – До.
Само по себе слово «будо» образовано из двух иероглифов: «бу» - «воинский»,
«боевой», и «до» (мити) – «путь» - и имеет значения «путь воина». Исследователи
воинских искусств с уверенностью полагают, что этот термин имеет китайское
происхождение был заимствован из классических конфуцианских текстов. Исходя из
отдельных элементов, образующих иероглиф «бу», его традиционно
расшифровывают как «хоко-о томэру» – «останавливать оружие». В одном
древнекитайском источнике говорится: «Бу» означает останавливать копье с
помощью бун (кит. вэнь - культура, письменность и «мирное оружие» в целом). Бу
запрещает жестокость и подчиняет оружие... Оно умиротворяет страну и приводит
народ к гармонии». С точки зрения конфуцианства, это позволяет трактовать «бу» как
систему взглядов и поступков, направленных на установление и поддержание мира
(хэйва-о сико-суру моно) путём соединения гражданского и воинского начал «бунбу
рёдо» - «овладевать путями письма и воинским искусством». Бутоку - «воинская
мораль» или «воинская добродетель» существовала в тесной связи с Будо и
являлась основой гармоничного воспитания бойца, через занятия воинскими
искусствами формируя в нём благие качества. Настоящий мастер воинских искусств
должен быть не только выдающимся бойцом, но, и что более важно, целостной
личностью, гармонично сочетающей в себе высокие морально-этические качества и
воинское мастерство, ибо там, где отсутствует мораль, сила легко превращается в
насилие. Поэтому идеальный с точки зрения канона военного мастерства воин
должен понимать пользу, которую он приносит своим мечом.
Иероглиф «до» (кит. Дао) «мити» – обозначает «путь» и является одной из
важнейших категорий всей дальневосточной религиозной и философской традиции,
и это, в некоторой степени определяет сложность его истолкования. Дело в том, что
разные религиозные и философские направления трактовали «До» по-разному;
более того, в рамках одной школы разные мыслители давали ему разные
определения. «До» нельзя определить однозначно, как какую-либо категорию в
европейской философии, это первичная категория, в определенном смысле
Верховный разум божественного бытия, постичь который можно только на практике
путем неустанных тренировок и медитации и на основе личностной передачи основ
учения от мастера к ученику.
Формирование характера человека происходит из познания им «До» как
изначальной верховной сущности, великого закона природы и первопричины всего
сущего как высшей абсолютной реальности, из гигантского потока которой
рождается феноменальный мир. В соответствии с этим считалось, что «До», как
первичная субстанция, способно пробуждать в человеке нечто «ценное»,
понимаемое лишь инстинктивно, мистически, а это позволяет индивидууму
становиться причастным к цели «великого учения». В философском аспекте
толкования будо «До» имеет характер образующего идеала и начала, без
невозможно само существование Будо. Поэтому целью и сутью обучения воинским
искусствам является достижение и соприкосновение каждого индивидуума с «До», то
есть слияния единичного с целым.
В различные исторические периоды слово «будо» использовалось в различных
контекстах, то для обозначения политики и военного дела в целом «гундзи иппан» -
то в значении «бусидо», то для обозначения единого комплекса «будзюцу +
бусидо». В современном мире, традиция Будо японских школ боевых искусств является
более культурно-историческим феноменом, нежели системой обучения тотальному
бою. Как и различные духовно-религиозные практики Японии, такие как
каллиграфия-сёдо, чайная церемония-садо, икэбана-кадо, ставящие своей основной
целью достижение высшей духовной гармонии через изменение состояния
сознания, так и школы воинских искусств преследуют свои высшие идеалы – идеалы
постижения "воинской добродетели" - Бутоку через глубокое познание боевого
искусства и напряженные тренировки, получение должного знания и развитие
необходимых навыков, а также воспитание правильного подхода и становление
должной системы ценностей. Как и многие другие культурные традиции, которые
можно объединить общим понятием До - "Путь", школы воинских искусств,
объединили в себе, кроме непосредственно техники и тактики ведения боя, огромный
культурно-исторический пласт различных религиозно-философских учений.
Помимо этих, хорошо известных и изученных, концепций «бу» и «до», наставники Дай
Ниппон Бутоку кай нередко обращаются и ко многим другим достаточно сложным
философским и морально-этическим концепциям, многие из которых тесно связаны
не только с конфуцианскими, но и с буддийскими заповедями (не забудем, что
президент Дай Ниппон Бутоку кай много лет является принц Хигаси Фусими –
настоятель буддийского монастыря Сёрэн-ин, принадлежащего к одной из старейших
в Японии сект буддизма – Тэндай). В конфуцианско-буддийском ключе следует
рассматривать, например, такие традиции как передачу «от сердца к сердцу» - «исин
дэнсин» или «итиго итиэ». Сочетание этих коротких фраз переводится обычно
длинным объяснением ощущением одного мига и мимолётного шанса, штриха в
жизни, который часто предопределяет нашу судьбу, возвращая нам счастливое
состояние. Увидеть этот шанс нам помогают учителя, чья роль становиться нам
ясна только со временем. Это они изменяют наше сознание и возвращают нас к
счастливому состоянию – это передача от сердца, к сердцу. Наиболее ценной при
этом является духовная передача, так как это передача «кё» — «того, чего не
видно», что является пустотой, но присутствует в любой японской традиции,
создавая сложное сочетание техники и духа. Кё возможно только при наличии
мощной личности Учителя, и это тоже одна из основных концепций практико
философской базы ДНБК, где не существует важнейшей проблемы, с которой
сталкивается каждый европеец, начинающий заниматься Будо и не имеющий не
только возможности выбрать себе достойного наставника, но и не располагающий
критериями такого выбора. В Дай Ниппон Бутоку кай, благодаря строжайше
выдержанной линии на соблюдение глубоких традиций японских Будо, элитарном
положению Общества, поддерживаемого с помощью жестких критериев личного
отбора и долгой и славной истории, каждый учитель – Учитель, каждый наставник –
Мастер, и это, в свою очередь является гарантом существования Кё и развития
Общества. Другой основной проблемой, которая возникает у последователей различных
боевых искусств, является недостаток информации по изучаемой ими проблематике,
особенно когда они не изучали боевые искусства в Японии, внутри самой школы,
воспринимая не только технические разделы, но и сложную систему
взаимоотношений и культурных традиций. Им сложно преодолеть нежелание пойти
немного дальше своего «Я», расширить свой взгляд на мир ограничивает человека
рамками системы, рамками того образного восприятия, которое он сам себе создаёт.
Японцы говорят: «Гора О-Фудзи очень велика, её видно за сотни километров, но если
смотреть на неё даже из-за небольшого дерева, она не будет видна». Понимание и
осознание парадигмы Бутоку помогает преодолеть эту преграду. В свою очередь,
расширение восприятия мира через изучение традиции воинских искусств
воспитывает высокое духовное начало. Истина — это вызов самому себе,
постоянное движение, живое, а не застывшее. Чтобы уяснить достоинства Будо,
следите за истинным духом, следуйте ему на своем Пути, это Путь служения, Путь
Воинской Добродетели, на службе которому и стоит Дай Ниппон Бутокукай —
привилегированное, высшее общество хранителей традиций воинских искусств,
своеобразный клуб, отстаивающий идеи благородства в боевых искусствах и
способствующий развитию истинного будо, объединяющего народы.
Признание каратэ Дай Ниппон Бутокукай
Мастер Кониси добился признания каратэ Дай Ниппон Бутокукай. Когда Кониси продемонстрировал ката каратэ, председатель Бутокукай Фузатаро Хонго, был настолько поражен пластикой движений Кониси, сочетающих мягкость и жесткость, что предложил Кониси продолжить исследования этого БИ, чтобы выработать его стандарты.

Дай Ниппон Бутокукай самая авторитетная организация в области БИ, которая устанавливает стандарты определения мастерства в БИ, с выдачей соответствующих сертификатов.

Мастер Кониси уже являлся членом отделения кендо и дзю-дзюцу Дай Ниппон Бутокукай. Он считал, что каратэ весьма полезно для образования японцев, поэтому он обратился в Дай Ниппон Бутокукай для включения в него каратэ. Однако, до 1934, Дай Ниппон Бутокукай продолжал регистрировать названия и присуждать ранги только в дзю-дзюцу, кендо и дзюдо. Наконец, в 1935, Дай Ниппон Бутокукай принял каратэ в свои члены.

В 1938, за усилия в деле распространения каратэ в Японии, а также за высокий уровень мастерства в каратэ, Кониси был назначен председателем комитета Дай Ниппон Бутокукай, который рассмотривал заявления о лицензировании стилей в каратэ-дзюцу и дзюдо, а также комитета по сертификации мастеров и преподавателей различных БИ.

Довоенным Бутокукай были сертифицированы следующие мастера:

Кёси:

Ясухиро Кониси,
Тёдзун Мияги,
Санносукэ Уэсима (основатель Кюсин-рю – Небесное сердце).

Ренси:

Тосиюки Симидзу,
Кенва Мабуни,
Масахиро Касуя,
Хиронори Оцука,
Такэхико Это,
Гитин Фунакоси,
Такэси Симода,
Ёситака Фунакоси,
Тосиясу Ниидзато,
Кадзуя Нодзава,
Тоёсаку Содэяма,
Масадзи Кусихаси,
Нуиносукэ Ямамото,
Торакити Инагаки,
Кадзуо Миура,
Котаро Намики,
Дзицуро Уэно,
Судзиро Кихара,
Канэмори Киндзё,
Рюсукэ Каварабуки,
Сосин Нагаминэ,
Сэко Хига,
Санэми Ямагути.

Начиная с 1938 каратэ включили в фестиваль Бутокукай (фестиваль демонстрации различных видов БИ, проводимый Дай Ниппон Бутокукай 27 мая каждого года в Бутокуден, в Киото.

По рекомендации Морихея Уэсиба и Дандзё Ямагаути, главные мастера каратэ начали придумывать названия для своих стилей каратэ. Кониси считал, что если вы ведете нравственный стиль жизни, то вы следуете божественным путем. Если вы считаете, что Путь каратэ – это ваш единственный Путь в жизни, то вы должны укреплять свое тело, расширять свои знания и опыт, следовать твердым принципам. Свой стиль Кониси назвал Синдо-дзинен-рю каратэ-дзюцу (Благочестивый, естественный стиль, сочетающийся с Путем пустых рук).

Краткая история Бутокуден – главного зала Дай Ниппон Бутокукай

794 году, во времена правления императора Канму, во славу воинского искусства, а также с целью поощрения воинов и развития их мастерства в Киото, недалеко от великой святыни, храма Хейян (дата постройки около 781 года) был построен Зал воинской славы – Бутокуден.

С 5 мая 818 года, в соответствии с указом императора Сага - в честь почитания императором благородных воинских традиций - в Бутокуден стала проводиться церемония Ябусамэ (конная стрельба из лука). С тех пор, более 9 столетий, Бутокуден является центром всех БИ Японии, и неразрывно связан с самурайскими традициями.

Их называли буси (воины), а их сословие - самураи, аристократический класс, служащий благородным целям. Во времена феодальной Японии, с конца 14 столетия и вплоть до начала 19, они развивали сложные боевые формы наряду с оружием, доспехами и различными инструментами войны.

Разнообразные рюха будзюцу (школы БИ различных направлений) практиковали уникальные боевые методы, стратегии, теории и техники. Самураи, как главенствующее сословие, исходя из своего профессионального и пожизненного долга, были обязаны посвящать свою жизнь овладеванию боевыми навыками и методами ведения войны.

Разнообразные системы хейхо (стратегии победы) были выработаны в течение долгого периода войн Сенгоку дзидай (период гражданской войны) - с 15 и до начала 17 вв. В 1600, в решающем сражении при Секигахара кланы Токугава разгромили войска Тоётоми, установили форму правления - Сёгунат и провозгласили в Эдо (ныне Токио) власть правительства военных - Бакуфу

В течение последовавших 200 мирных лет правления Бакуфу, сословие самураев сохраняло традиционные ценности воинских дисциплин. Самураи являлись не только представителями социальной элиты, владевшей военными навыками, но также, неуклонно следуя Бусидо, моральным примером для людей других сословий.

Бусидо устанавливало требования определенного поведения и образа жизни, основанного на достоинстве, чести, лояльности, храбрости, обязанности, сыновнего благочестия, жертвенности, целостности, дисциплины, сострадания, искренности и боевого духа.

С периода Токугава и до середины 1800-х годов появились множество разнообразных школ БИ.

В 1867 произошла реставрация императорской власти - Мейдзи, когда Токугава Кейки, последний сёгун, отказался от своей политической власти в пользу императора. С этого момента Япония начала проводить новые национальные идеи - догнать Запад и занять достойный уровень военного и политического представительства на международной арене. В этом процессе, традиционная воинская культура и ее философские принципы стали важным инструментом национальной идеологии.

В 1895, видные представители воинской элиты организовали при Министерстве просвещения и с одобрения императора Мейдзи, в Киото, Дай Ниппон Бутоку-Кай (Всеяпонская ассоциация воинской славы) - с целью сохранения, распространения и стандартизации всех боевых дисциплин и систем. Эта Ассоциация стала первым официальным учреждением боевых искусств Японии. Генерал императорской армии, принц Куниёсши Кунино Мийя стал первым главным председателем Дай Ниппон Бутоку-Кай. С тех пор Дай Ниппон Бутоку-Кай является главным центром обучения, исследования, лицензирования и аттестации БИ.

В 1899, как центр исторической славы традиций БИ, был восстановлен Бутокуден.

В 1911, при Бутокуден была утверждена Будзюцу Сенмон Гакко (кратко - Бусен) - профессиональная школа БИ, в задачи которой входят аккредитация, аттестация и профессиональное обучение БИ по всей Японии.

В 1930, национальный департамент статистики опубликовал данные о более чем 2,5 миллионах обладателей черных поясов и более 215,000 ведущих мастеров в 8 главных зарегистрированных воинских искусствах.

В 1946, после Тихоокеанской войны, высшее командование союзников (GHQ SCAP) издало безапелляционную директиву о запрещении в Японии всех организаций, связанных с вооруженными силами. Дай Ниппон Бутоку-Кай прекратил свое существование.

После мирного договора, подписанного в 1952 в Сан -Франциско, Япония восстановила свой суверенитет.

В 1953, Дай Ниппон Бутоку-Кай был восстановлен с новым уставом и новым философским подходом. Этому процессу весьма способствовал последний вице-председатель Дай Ниппон Бутоку-Кай ханси Кумао Охно. Его святейшество Дзиго Хигаси Фусими, главный священник киотского храма Сёренин, брат императора Хирохито, был избран председателем нового Дай Ниппон Бутоку-Кай.

Новый философский подход подразумевал восстановление исторического наследия, сохранения классических традиций БИ и содействия обучения им.

Ежегодно, 29 апреля, в день рождения императора Сёва, в Бутокуден проводится Бутоку Сай - Фестиваль боевых искусств, в котором участвуют сотни официальных членов Дай Ниппон Бутоку-Кай.

В 1965, мастер Тёссин Хамада перенес традиции Дай Ниппон Бутоку-Кай на восточное побережье США. В 1972, по инициативе ханси Кумао Оно, тогда вице-президента совета директоров и правления Хонбу, было открыто первое официальное иностранное представительство Дай Ниппон Бутоку-Кай на восточном побережье США в штате Вирджиния, которое возглавил сам Кумао Оно.

В 1992, Хонбу официально предоставило право курирования всех международных представительств Дай Ниппон Бутоку-Кай мастеру Тёссин Хамада, который теперь осуществляет наблюдение за всеми международными членами.

В 1994, был проведен первый официальный учебный семинар БИ в Лондоне. В 1992, был проведен первый Всеамериканский фестиваль Бутоку Сай в Старом университете доминиона, в городе Норфолк, штат Вирджиния, в котором демонстрировали свое мастерство 20 ханси и ведущих мастеров БИ из Хонбу.

в 1998, состоялся новый беспрецедентный Мировой Бутоку Сай в том же старом университете доминиона, в котором учатствовало уже более 250 практиков – представителей из 12 стран. Делегацию Хонбу возглавляли Фуку Сосай и Дзико Хигаси Фусими - кузен императора Акихито; в нее входили 22 элитных члена из Дай Ниппон Бутоку-Кай. Участники фестиваля демонстрировали свое мастерство в следующих дисциплинах: кендо, дзюдзюцу, нагината-дзюцу, дзё-дзюцу, иайдо, со-дзюцу, айкидо, каратэ, а также в различных стилях кобу-дзюцу. Были соблюдены все церемониальные процедуры Бутоку Сай, как приличествование традиций и чести главного общества.

27-30 апреля 2002, в Бутокуден состоялся второй Мировой Бутоку Сай, посвященный исторической дате, 50-летию восстановления независимости Японии, в котором участвовало 650 черных поясов – ведущих мастеров из 217 зарегистрированных в Дай Ниппон Бутоку-Кай школ и направлений из 15 стран. Фестиваль проходил под председательством Фуку Сосай и ханси Адати, с участием членов правления Дай Ниппон Бутоку-Кай и сотнями членов оргкомитета. Фестиваль состоялся при поддержке губернатора префектуры Киото, мэра Киото и газеты Киото. Этот Фестиваль считается на сегодняшний день лучшей демонстрацией традиционных БИ за всю мировую и японскую историю БИ.

В настоящее время президентом правления является ханси Адати, который ведет административную работу в Дай Ниппон Бутоку-Кай. Вице-президентами правления являются ханси Миура и ханси Цудзино, которые организуют встречи и приемы международных представительств Дай Ниппон Бутоку-Кай в Японии.

Международные представительства в настоящий момент имеются в следующих странах: Канада, Великобритания, Италия, Бельгия, Португалия, Израиль, Мальта, Россия, Испания, Германия, Франция, Венгрия и США.

В будущем, Дай Ниппон Бутоку-Кай планирует расширение своих представительств по всему миру, чтобы через обучение боевым искусствам способствовать большему международному сотрудничеству и установлению мира во всем мире.
  • Изображение
     Искусство Войны
  • Изображение
    Искусство Жизни
  • Изображение
    Искусство Смерти
    • Изображение
      Искусство Изысканности
    • Изображение
      Искусство Каллиграфии
    • Изображение
      Искусство Ксилографии
      • Изображение
        Искусство Бонсай
      • Изображение
        Искусство Оригами
      • Изображение
        Искусство Икебаны